Сообщения : 2539 Баллы : 2147702047 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow
Тема: Термин «Сейд» Пт Фев 10, 2023 3:16 pm
Практически все мегалиты и мегалитические комплексы, кроме имеющих явные следы фортификационного назначения или некрополя, в той или иной мере связаны с такой неотъемлемой частью культуры Арктиды, как Практика Сейда.
Обычно Сейдом люди, неискушенные в тонкостях нордической культуры, называют огромную или средних размеров каменную глыбу, различной формы, установленную в особых местах с соблюдением специальных технологий и имеющую некие паранормальные свойства.
Общим у всех Камней Сейдов является то, что они установлены, как правило, на вершинах сопок или иных возвышенностях. Высота установки колеблется от 280 до 400 м над уровнем моря, что подтверждает статистика наблюдений при помощи аппаратуры GPS. Исключением являются мегалитические комплексы в Непале в районе Тибета.
В непосредственной близости от них находятся водные источники, большое количество гигроскопического материала, мхов листьев или трав.
Практически всегда, в непосредственной близости от Камня Сейда, находятся выходы на поверхность жил кварца особой формы, чаще всего в торцевой части монолита, лежащего в основании Камня Сейда, или кварцевая друза.
В основании Камня Сейда всегда находится массивный монолит или каменный фундамент огромной массы. Сама глыба Сейда представляет собой различной формы скальную породу, кристаллического типа, весом от нескольких килограммов до сотен тонн, установленную непосредственно на нижний монолит или фундамент, но чаще всего «подвешенного» на некоторой высоте над основанием. Обычно это три или четыре каменных «ножки».
Сам Камень Сейда всегда ориентирован вдоль расположения тектонических разломов и имеет строгую ориентацию относительно направлений сторон света. Это подтверждается практически всеми исследователями мегалитических комплексов при фиксировании мест расположения так же с помощью GPS аппаратуры. Нет смысла объяснять, что современная техника выполнить подобные работы с такой ювелирной точностью не сможет и наши дни.
Прежде всего, максимально точно необходимо определить, что же из себя, собственно, представляет сам Сейд.
Термином Сейд, люди не вполне владеющие знанием существа проблемы и необходимой информацией, чаще всего называют любой монолит значительных размеров. Справедливо замечает Вячеслав Мизин, один из известнейших исследователей мегалитов Севера Европы, что этим словом часто без разбору называют всё что угодно.
Этимология самого понятия Сейд различна в зависимости от целей, стоящих перед автором популярных статей или книжек. Значение же самого термина в меру своей образованности, трактуют произвольно, чаще всего, ссылаясь на некий саамский язык, (неясно, из какого именно диалекта).
Политические пристрастия и идеологические соображения чиновников от науки и самих исследователей, в свое время оказали влияние на трактовку истории культуры Северной Европы. По тону и акценту аргументов в публикациях, можно заменить какой подвижностью во взглядах на общеизвестные факты обладали ученые в одной и той же стране.
Не избежала этой участи и трактовка Арктических Сейдов: от автохтонной культуры народа саами, до, деградировавшего до уровня примитивного шаманизма, достижений древней цивилизации Арктиды.
По непонятной традиции, все отечественные авторы, с завидным постоянством, считают слово Сейд и само понятие Сейда связанным именно с неким материальным объектом. Это и некий Волшебный Летающий камень, Священный камень, Магический камень, Божество, Идол, Объект жертвоприношений и т.д., причем, без вариантов всякий раз утверждается, что именно таков перевод этого слова с саамского языка(!).
Варианты переводов термина Сейд в этом случае колеблются в диапазоне от «летучий камень» до имени некоего божества, якобы живущего в монолите. Источником подобных суждений, чаще всего являются записи устных преданий и досужие рассказы местных жителей, собранные этнографами в 19 – 20 веках. Достоверность подобной информации чаще всего не оспаривалась и не подвергалась независимой проверке из иных источников.
Конъюнктурные соображения при посулах щедрого вознаграждения от заезжего «барина» за яркие и интересные рассказы, несомненно, доминировали над достоверностью и правдивостью повествования. С подобными явлениями не раз сталкивались в глубинке России и Кирша Данилов, и Александр Афанасьев, и Владимир Даль, собирая русских фольклор.
Если же все-таки заходит речь о Практике Сейда, то и ей приписывается так же довольно большое количество функций. Происхождение и число мифов, в этом случае, так же безгранично.
Это и свойства предвидения, и колдовство, отделение от тела в животной форме с последующей реинкарнацией. Сейдом иногда именуют и сеанс магической терапии посредством исцеления души или её части. Не чужд этого понятия и финно-угорский или сибирский шаманизм, или даже непосредственное общение с богами и богинями. Нет слов, определенная доля истины есть во всех этих понятиях.
В скандинавских сагах слово Сейд иногда используется не для описания конкретного сакрального действа, а как конкретного места исполнения обряда. Местом проведения могли быть и мегалитические комплексы Камни Сейда и ли языческие храмы, как, например Сейдхолл, то есть «Зала Сейда». Иногда местом обряда служили и просто вершины сопок или даже палуба корабля, жилой дом или поле битвы. Тем не менее, термин Сейд и в таком контексте вполне уместен.
Разумеется, есть определенный соблазн увидеть в происхождении термина Сейд и саамское начало (как утверждает большинство исследователей), но это не бесспорно. Имеющаяся у сторонников этой версии источниковая база основана лишь на ссылках на устные рассказы проводников и фольклор. Не более. Независимые методы проверки её достоверности в науке не известны. Если имеются сомнения в достоверности скандинавских исландских, германских письменных источниках информации, попробуем обратиться к источникам из другого региона Евразии.
Попробуем рассмотреть такой, известный всякому профессиональному исследователю средневековья, письменный источник 1251 года, как текст «Сокровенного Сказания монголов» часть II: Юность Чингиса (Монгольский обыденный изборник, перевод С.А.Козина).
§ 75 «…когда тяжело раненый
Чарха-ебуген лежал у себя дома
И Темучжин (Чингис-хан) приехал его проведать,
Хонхотанский Чарха-ебуген сказал ему:
«……Смелой родилась наша мать Оэлун -Учжин.
Чад своих благословенных вот как растила:
Черемухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия.
Корнем чжаухасуна вспоенные».
«Праведной матери дети стали правосудными и мудрыми.
Поднялись отважными сынами,
стали и справедливыми, и мудрыми.
Вознеслись высокими сейдами,
Из всех стали высоко вознесенными сейдами-сановниками.
А как стали мужами-сейдами,
выдавались они мужеством и отвагою...».
Текст изложен и на уйгурском и на китайском языке и везде слово Сейд имеет смысл некоего высшего, справедливого, мудрого и сокровенного понятия.
Из традиционной культуры средневекового Востока у народов Динлиней, Хунну, Тейчиутов, Монголов и других, в сознании закрепилось понятие Сейда, как высшего сокровенного знания, высшего мастерства, как принадлежность к некой сакральной и светской элите.
Учитывая эти цитаты, сомнительным представляется влияние северного народа саами и их словарного запаса на культуру Великой Империи Чингисхана - Хамаг Монгол Улус.
Справедливости ради стоит вспомнить, что саами пришли в Арктику немного позднее, а именно в 13 веке. То есть на несколько веков позже расцвета цивилизации Скандинавских народов, когда культура Сейда уже стала забываться и утрачиваться под ударами наступающего христианства.
Действительно, для шаманских обрядов саами не упустили возможность частично использовать доставшееся в наследство тайное знание некоторых элементов культуры и силы Практики Сейда. Но применялось оно, по всей видимости, достаточно примитивно, как использовал небезызвестный персонаж Марка Твена, королевскую печать для колки орехов. Складывавшая тысячелетиями нордическая культура не смогла в полной мере за несколько сотен лет усвоиться мигрантами из угро-финских племен, не знавшими металла, не имевшими элементарных структур управления обществом кочующими охотниками за оленями и рыболовами. Нойды-шаманы, как смогли, переняли внешние формы многих магических ритуалов и практик, не вдаваясь в глубинное понимание космогонии нордической культуры. Панический ужас перед неизвестными и непонятными практиками в сознании представителей народа саами, во многом сохранился до наших дней.
Термин Сейд появился в письменных источниках задолго до того как первые представители народа саами пришли из глубин северной Азии на европейскую часть континента.
В отечественных российских источниках первое упоминание о народе саами в «Завещании Лазаря Муромского», жившего в XIV веке на Муромском острове в восточной части Онежского озера.
Причин этой явной нестыковки с реальным фактам множество, но вероятнее всего путаница в более ранней датировке возникла как следствие традиционной аналогии народа саами и лапландцев. Стереотип этот настолько закрепился в сознании на бытовом уровне, что слова «лопь» и «саами» стали синонимами.
Наших современников уже не удивляет, что во всем мире выходцев из СССР повсеместно называют русскими, вне зависимости от их этнического происхождения или гражданства государства бывшего Советского Союза. Египтяне – строители Пирамид или Александрийского маяка не очень похожи на ливийцев, нубийцев, гиксосов или нынешних арабов.
Точно так же, как для средневековой христианской Европы понятие финны и саами стало идентичным, что отразилось во многих письменных источниках и до сих пор сбивает с толку начинающих исследователей Арктической культуры.
То обстоятельство, что датировка мегалитических сооружений и, в том числе, камней Сейда значительно более древняя, мало смущает сторонников саамской версии мегалитостроения и практики Сейда. Лихенометрическая методика датировки по эпилитным лишайникам, неоднократно проводимая на мегалитических комплексах Скандинавии и Кольского полуострова, дает минимальный возраст Камней Сейда около 8-10 тыс. лет. То есть речь идет о материальных свидетельствах древней арктической культуры, то есть до нашествия саамов и карел. Об эпохе, когда народ саами (или как их именуют последователи теории Н.Н.Гуриной, протосаамы) еще и не появлялись в регионе Европейской Арктики.
Мегалитические сооружения Арктики и сами Камни Сейда это, безусловно, реликтовая протоарктическая неизвестная культура, а не поздняя финно-угорская имитация и попытки воспроизведения скандинавами, финнами, саамами и кельтами наследия древней Арктиды.
Так уж сложилось, что чаще всего на тему Сейдов и мегалитов Арктики пишут кабинетные исследователи, в глаза не видевшие самих артефактов, либо удостаивающие этот регион своим научным вниманием досужими визитами.
Исследователи, занимающиеся систематическим изучением камней Сейда и регулярными научными наблюдениями, чаще всего имеют иную точку зрения на культуру мегалитов Арктики.
Что касается собственно этимологии слова, термин Сейд (seidr) многие исследователи Культуры Арктики связывают со словом Сиддхи (siddhi), что переводится в некоторых скандинавских языках, как «магические возможности».
Если рассматривать термин Сейд, как практика, о которой пойдет речь, то употребляется слово Сейд(Seidh - от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение».
Этот термин родственен французскому seance, латинскому sedere, староанглийскому sittan, и большой группой слов, основанных на индоевропейском корне sed-. Seidhr, таким образом, в буквальном переводе - "заседание" для общения с духами.
Но если и эти доводы не убедительны для сторонников саамской версии происхождения Практики и самого понятия Сейда, им стоит обратить свой взор на более ранние европейские тексты. Это, не так давно вошедший в научный обиход рукопись собрания скандинавской мифологии язычника Кормака Огмундарсона «Sigurdardrapa»(Воспевание Сигурда, Хвалебная песнь - Драпа), относящийся к 960 году. В арсенале ученых имеется и такой уважаемый источник информации, как «Heimskringla» («Круг земной») в собрании христианина Снорри Стурлусона(Snorri Sturluson), а так же многие другие, содержащие многие малоизвестные знания о северных богах и обычаях народов Европейской Арктики. Готовность не утруждать себя глубинными исследованиями исследовать сложившимся стереотипам официальной истории, уже не раз сыграли с наукой злую шутку, поэтому лишь дотошное изучения источников и научно-корректные аргументы помогут раскрыть истину в изучении феноменов Мегалитической культуры Арктиды и, непосредственно Магии Сейда.