Вельва, Вёльва, Вала или Спакуна (др.-сканд. Völva, Vala, Spákona) — в скандинавской мифологии провидица.
В эпоху викингов вёльв опасались и уважали: они осуществляли seiðr (сейдр) и находились в непосредственном контакте с Одином.
Сейдр (seiðr) – исключительно женская форма магии, транса и умения предсказывать будущее.
Слово völva происходит от древнескандинавского vǫlva, что означает - путешествующая волшебница и прорицательница, получающая оплату за свои услуги.
Этимология.
Вёльвами называли провидиц в дохристианской Скандинавии. Вёльвы предсказывали будущее и умело использовали шаманскую технику сейд и спа. Аналогично противоположному полу владели заклинательной методикой «гальдр».
В регионах Северной Европы Вёльв звали спакуна и вала. Норвежское слово «volva» означает «носитель волшебного жезла», что указывает на их атрибутику. Женщин, практикующих спа, называли «Spakona» Спакуна. В подавляющем большинстве Вёльвы были женщинами. Они занимали особое положение в обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что сам Один обращался к прорицательнице за советом. Подобное описано в «Старшей Эдде».
Упоминания в исторических источниках.
Богиней пророчиц выступала Фрейя. Благодаря покровительнице, колдовство в мире смертных было не всегда безвредным, порой приводило к смерти. С помощью «волшебного жезла» Вёльвы влияли на исход сражения. Подобно валькириям, управляли битвой. Можно отметить, что жену Тора звали Спакуной (женщиной – пророчицей).
Упоминания о Вёльвах встречаются в описании древнегерманского племени кимвров. Провидцы этого племени являлись пожилыми женщинами в белом одеянии. Они приносили в жертву военнопленных и окроплялись их кровью.Так, узнавали исход сражения.
Есть упоминания об обряде похорон скандинавского вождя. На десятый день после смерти жрица, принесла в жертву рабыню, положив ее тело в гроб к вождю.
Ряд женских могил, найденных в Скандинавии, вероятно, содержат вместе с захороненным телом и волшебную палочку вёльвы. Могилы часто украшены и богаты вещами, которые доказывают, что у этих женщин были магические силы.
Вёльвы были первыми религиозными прорицательницам. Самым известным примером предсказания вёльвы является эддическая поэма «Völuspá» («Пророчество вёльвы»). Песнь норвежской колдуньи, состоящая из 66 восьмистиший, которая рассказывает историю о сотворении мира до его гибели – Рагнарека.
Обычно колдунья была пожилой женщиной, которая стояла вне общественной иерархии викингов. Ее часто вызывали в кризисных ситуациях.
В крупном захоронении около Усеберга были найдены две пожилые женщины и огромное количество погребальных вещей. В дополнение к сотням других предметов, две дамы имели при себе четверо конных саней, богато украшенную колесницу, семь кроватей и несколько гобеленов.
Были найдены также кости животных от по меньшей мере пятнадцати лошадей, кошек, вальдшнепа, крохоля, быка, коровы и четырех собак.
Эту палку, найденную при раскопках корабля в Усерберге относят к волшебной палочке вёльвы. (Фото: Музей истории культуры, Осло) рис. 1
Самой старой женщине было от 70 до 80 лет, и многие полагают, что она была норвежской волшебницей: ее тело было найдено рядом с маленьким кожаным мешком, полным конопли и палочкой.
Мощное колдовство
Seiðr (или seid) находится где-то посередине между религией и магией и практиковался вёльвами. Их магия была связано как с позитивными персонажами – Одином и Фрейей (богиня любови, красоты, плодовитости и секса), а также с негативными вещами - войной, смертью и сейдром.
Вёльвы владели магическим искусством сейдра и могли заглянуть в будущее и даже предвидеть его, чтобы люди были готовы к тому, что их ждало дальше.
Знания судьбы, времени, когда будут плохие годы и когда будет хороший урожай - было важным источником власти. Это давало людям возможность строить планы на будущее, чтобы они могли преодолеть трудные времена, это давало им надежду.
Мы знаем из письменных источников, археологических находок и раскопок, что seiðr были важной частью норвежских религиозных убеждений. Если вы в эпоху викингов вы владели этой магией, у вас был доступ к мифическим силам и мирам.
Железный инструмент вёльвы, найденный в городе Люстере, Согн-ог-Фью́ран - такой тип палочки найден в могилах вместе сгаллюциногенными растениями.
(Фото: Svein Skare/Музей Бергенского университета)рис. 2
Мы знаем, что вёльвы использовали множество ритуалов, таких как песни и специальные слова, которые погружали в транс, чтобы они могли найти ответы на вопросы, которые маги задавали неземным существам.
В «Саге об Эрике Рыжем» мы находим описание вёльвы - Thorbjörg Lítilvölva, которая работала в Гренландии:
«Когда она пришла вечером с человеком, высланным ей навстречу, она была так одета: на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы. Она была обута в мохнатые башмаки из телячьей кожи, и на них были длинные и крепкие ремешки с большими пряжками из желтой меди. На руках у нее были перчатки из кошачьего меха, белые и мохнатые изнутри».
Археологические находки.
Было найдено около 40 женских захоронений, в которых обнаружили магические жезлы, сопутствующие предметы, характерные для крупных обрядов, указывающие на статус Вёльв.
Одна из находок была обнаружена в Дании. Вёльва находилась в повозке без колес. По останкам ткани, предположили, что она была одета в длинное платье. В ногах размещалась коробка с костями птиц, мелких млекопитающих и семена черной белены. Семена черной белены имеют афродизиакальные свойства. Там же лежал амулет в форме кресла, на котором при жизни она сидела.
Были найдены захоронения с двумя женщинами в богатой одежде. Рядом с ними лежали семена конопли и деревянный жезл. Неподалеку погребена лошадь, глиняный кувшин и амулет в виде женщины с ожерельем. Предположительно такие амулеты носили наиболее уважаемы женщины. А сам амулет олицетворял Фрейю.
Темная сторона
Норвежские волшебницы могла также использовать свои силы, чтобы делать зло, проклинать людей и призывать трудности, неприятности.
У вёльв была способность насылать на людей болезни, безумие или смерть.
Письменные источники указывают на то, что мужчины также могли заниматься сейдром, но они играли гораздо менее уважаемую роль, чем их коллеги-женщины.
Вёльвы в обществе.Скандинавские молодые женщины были обременены семейными узами и бытом. Поэтому стать Вёльвой могла женщина, достигшая почетного возраста.
Вёльвы вели кочевой образ жизни и в аттах имели несколько молоденьких мужчин. Услуги Вёльв, хорошо оплачивались. Они помогали при неурожае, падении скота и во многом другом.
Фрейе стремились служить многие женщины. Принимали активное участие в сражениях, применяя колдовские ритуалы и тем самым помогали воинам.
Описание Вёльв в сагах.
Торбьерг – так называли «малую вёльву», призвали в Гренландию во времена голода, чтобы та предсказала будущее. Перед её приездом всё вычистили, а трон вождя устлали мягкими подушками и подготовили для Вёльвы. Она была одета в черный плащ, украшенный драгоценными камнями, а голова покрыта головным убором из кожи ягненка. На поясе из трутовика весел мешок, в котором лежали магические инструменты. Обувь в виде туфель из телячьей кожи. Вёльву угощали специально приготовленной кашей на молоке и сердец всех животных местных жителей. Она проводила успешные ритуалы, спасая от голода.
Древнескандинавское слово vǫlva означает «носительница жезла» или «носительница волшебного посоха» и происходит от прагерманского *walwōn, которое, в свою очередь, происходит от слова «жезл» (древнескандинавское vǫlr). Вала, с другой стороны, — это литературная форма, основанная на слове vǫlva.
Другое название волчицы — фьёлкунниг (многознающая), что указывает на то, что она знала сейдр, спа и гальд. Практикующий сейдр известен как сейдкона «женщина-сейдр» или сейдмад «мужчина-сейдр».
spákona или spækona "spá-женщина" (с древнеанглийским родственным словом spæwīfe) - это специализированная вельва; "провидец, тот, кто видит", от древнескандинавского слова spá или spæ, обозначающего пророчество, и которое родственно нынешнему английскому слову "spy", продолжающему протогерманский * spah- и протоиндоевропейский корень * (s) peḱ (видеть, наблюдать) и следовательно, связан с латинским specio ("я вижу") и санскритскими spaśyati и paśyati ("видеть").
Вельвы практиковали сейдр, спа и гальд — практики, включавшие шаманизм, колдовство, пророчества и другие формы местной магии, связанные с женщинами. Сейдр, в частности, ассоциировался с эрги (немужественностью) — серьёзным преступлением в скандинавском обществе.
Исторические и мифологические изображения вёльв показывают, что их высоко ценили и считали обладающими такой силой, что даже сам отец богов, Один, обращался к вёльве, чтобы узнать, что уготовано богам в будущем. Такое повествование сохранилось в «Прорицании вёльвы», что примерно переводится как «Пророчество вёльвы». Помимо безымянной провидицы (возможно, идентичной Хейдр) из «Прорицания вёльвы», в древнескандинавской литературе есть и другие примеры вёльвы: Груа в «Речах Гримнира», Торбьёрг в «Саге об Эрике Рыжем» и Хульд в «Саге об Инглингах».
Вельвы не считались безобидными. Богиней, которая лучше всех владела магией, была Фрейя, и она была не только богиней любви, но и воинственной богиней, которая вызывала крики боли, кровь и смерть. То, что Фрейя творила в Асгарде, мире богов, вульвы пытались творить в Мидгарде, мире людей. Орудием волхвов было не копьё, топор или меч, а различные средства, с помощью которых они влияли на ход сражений, и одним из них была палочка (см. раздел «Палочки и плетение» ниже).
Самые ранние описания таких женщин встречаются в римских источниках о кимврах, жрицами которых были пожилые женщины, одетые в белое. Они приносили в жертву военнопленных и окропляли их кровью, чтобы предсказывать грядущие события .
В своих «Записках о Галльской войне» (1, 50) Юлий Цезарь пишет о столкновениях с германскими племенами под предводительством Ариовиста (58 г. до н. э.):
Когда Цезарь спросил своих пленных, почему Ариовист не вступил в бой, он узнал, что у германцев было принято, чтобы их жрицы предсказывали по жребию и гадали, стоит ли вступать в бой или нет; они сказали, что «не по воле небес германцы одержат победу, если вступят в бой до новолуния».
Тацит также пишет о женщинах-пророках у германских народов в своих "Историях" 4, 61 - в частности, о некой Веледе: "по древнему обычаю германцы приписывали многим своим женщинам пророческие способности, а по мере того, как суеверие набирало силу, даже действительную божественность".
Иордан в своей «Гетике» (XXIV:121) рассказывает о готах Алиорумнасах, которые были изгнаны королём Филимером, когда готы поселились в Ойуме (Украина). Это название, вероятно, является искажённым готским Halju-runnos, что означает «бегущие в ад» или «бегущие в царство мёртвых». Эти вулуры были обречены искать убежища вдали от дома и, согласно этой легенде, породили гуннов.
Ломбардский историк Павел Диакон, умерший в Южной Италии в 790-х годах, гордился своим происхождением и писал о том, как его народ когда-то покинул южную Скандинавию. Он рассказывает о конфликте между ранними лангобардами и вандалами. Последние обратились к Одину (Годану), а Гамбара, мать двух вождей лангобардов Ибора и Айо, обратилась к супруге Одина Фрейе (Фригг). Фрейя помогла Гамбаре подшутить над Одином, и благодаря хорошим отношениям волчицы Гамбары с богиней её народ выиграл битву.
Подробное описание человеческого жертвоприношения, совершённого, возможно, волхвом, было дано Ахмадом ибн Фадланом в его отчёте о дипломатической миссии в Волжскую Булгарию в 921 году. В его описании похорон скандинавского вождя рабыня добровольно соглашается умереть вместе со своим хозяином. После десяти дней празднеств она была зарезана старухой (своего рода жрицей, которую называют «ангелом смерти») и сожжена вместе с умершим в его лодке (см. «Корабль Осеберга»).
Общество викингов
В скандинавском обществе вёльва — это пожилая женщина, освободившаяся от крепких семейных уз, которые обычно связывали женщин в скандинавских кланах. Она путешествовала по стране, обычно в сопровождении свиты из молодых людей, и её вызывали в кризисные моменты. Она обладала огромным авторитетом и хорошо брала за свои услуги.
Кроме того, многие аристократки-викинги хотели служить Фрейе и представлять её в Мидгарде. Они выходили замуж за военачальников-викингов, для которых образцом для подражания был Один, и селились в больших залах, которые были земным воплощением Вальгаллы. В этих залах устраивались пышные пиры с ритуальными блюдами, а прибывающих вождей можно сравнить с эйнхериями, павшими воинами, которые храбро сражались и которым Валькирии подавали напитки. Однако обязанности хозяек не ограничивались подачей медовухи гостям, они также должны были принимать участие в военных действиях, магически управляя ткацкими инструментами, пока их мужья были на поле боя. Ученые больше не верят в то, что эти женщины пассивно ждали дома, и есть свидетельства их магической деятельности как в археологических находках, так и в древнескандинавских источниках, таких как «Даррадарльод».
Трудно провести черту между аристократкой и странствующей вёльвой, но в древнескандинавских источниках вёльва представлена как более профессиональный персонаж, который переходила из поместья в поместье, продавая свои духовные услуги. Вёльва обладала большей властью, чем аристократка, но обе они в конечном счёте зависели от благосклонности военачальника, которому служили. Когда они были привязаны к военачальнику, их власть зависела от их личных качеств и авторитета.
Источники саги
Рис. 3 Изображение волчицы на фарерской марке, созданной Анкером Эли Петерсеном (2003).
В «Книге о заселении Исландии» в конце «Повести о Норне» Норна-Гест утверждает, что «прорицатели путешествовали по стране и предсказывали судьбы людей».
В «Книге о заселении Исландии» волчица по имени Турид Сундафиллир получила прозвище «наполняющая заливы» во время голода в Исландии, когда она использовала свои магические силы, чтобы наполнить фьорды рыбой.
В «Саге об Эрике Рыжем» рассказывается, что поселенцы в Гренландии в 1000 году страдали от голода. Чтобы подготовиться к будущему, была вызвана вёльва Торбьёрг литльвёльва («маленькая вёльва»). Перед её приходом всё хозяйство было тщательно убрано и подготовлено. Высокое сиденье, предназначенное для хозяина и его жены, было застелено пуховыми подушками.
Вечером появлялась вёльва, одетая в синий или чёрный плащ длиной до пола, расшитый драгоценными камнями. В руке она держала посох, символический жезл (seiðstafr), украшенный медью и драгоценными камнями на навершии. В саге об Орваре-Одде сейдкона также носит синий или чёрный плащ и держит в руках веретено (палочку, которая якобы обладает способностью вызывать забывчивость у того, кому трижды постучат ею по щеке). Цвет плаща может быть менее значимым, чем тот факт, что он должен был указывать на инаковость сейдконы.
В «Саге об Эрике Рыжем» далее говорится, что на шее у неё было ожерелье из стеклянных бусин, а на голове — головной убор из чёрной овчины, отороченный белой кошачьей шкурой. На талии у неё был пояс из амаду, на котором висел большой мешочек, где она прятала инструменты, которые использовала во время сейда. На ногах у неё были туфли из телячьей кожи, а на шнурках — медные пряжки, а на руках — перчатки из кошачьей шкуры, белые и пушистые изнутри.
Когда волхва вошла в комнату, домочадцы почтительно приветствовали её, а затем проводили на высокое сиденье, где для неё приготовили блюда, приготовленные только для неё. Она ела кашу из козьего молока и блюдо из сердец всех домашних животных. Она ела из блюд медной ложкой и ножом, у которого было сломано лезвие.
Ночью вёльва должна была спать на ферме, а на следующий день — танцевать. Чтобы танцевать сейдр, ей нужны были специальные инструменты. Сначала она вставала на специальную приподнятую платформу, а вокруг неё садилась группа молодых женщин. Девушки пели особые песни, призванные вызвать силы, с которыми хотела общаться вёльва. Сеанс прошёл успешно, потому что вёльве было позволено заглянуть в далёкое будущее, и голод был предотвращён.
В прологе «Прозаической Эдды», рассказанном вёльвой, подробно описывается происхождение жены Тора Сиф, которая, как говорится, была спаконой. На этом основании Снорри в контексте соотносит Сиф с прорицательницей Сивиллой.