Сообщения : 1661 Баллы : 4943220 Репутация : 100 Дата регистрации : 2020-11-26 Возраст : 39 Откуда : Санкт-Петербург
Тема: Гальд и Сейд Пт Ноя 27, 2020 10:48 am
Гальд и Сейд
Считалось, что гальд – это мужское искусство, магией сейда же занимаются женщины. Однако, не будем забывать, что Один – отец рун, не посчитал для себя зазорным обучаться сейду у Фрейи. И учился долго, и терпел и полностью Фрейе подчинялся. Искусства эти друг друга дополняют, и подчас переплетены весьма тесно.
К гальду относится все, что связано с рунами. А также и знаковая магия (гальдрастафы). Гальд также объединяет в себе всё, что связано со звуком. Магия слова, талант называния, песни относятся именно к магии гальда. Воспевание богов и покровителей, скальдическая магия – это тоже гальд.
Сейд во многих отношениях сходен с шаманизмом, поскольку и тот, и другой подразумевают вхождение в состояние транса. Ф. Асвин полагала, что «слабость, порождаемая практикой этого вида магического искусства, - не что иное, как результат отделения души практикующего сейд от его физического тела, когда он “путешествует”. Для лучшего и скорейшего достижения оного состояния использовались … гм… грибочки, ягодки и монотонные песнопения - вардлокк (vardlokkur). Возможно, сейд был преимущественно женским ремеслом из-за природной способности женщин без подготовки - поедания мухоморов и пения - входить в полном сознании в Ясень. (И никакого гендерного шовинизма. Что есть, то есть).
Те, кто практикует «мужское искусство», обычно подразделяются на эрилей (тех, кто работает рунами и гальдрастафами) и скальдов – тех, кто творит звуком и словом. Но это не говорит о том, что одно искусство непременно отделено от другого неодолимой пропастью. Однако, вовсе не значит, что искусством гальда не могла владеть женщина. Так в «Eddica minora» рассказывается о конунге Хринге из Гёталанда, который захватил в плен своего сына Херрода и его побратима Босе. На накануне суда над ними к дому конунга пришла приемная мать Босе - Бюсла, известная своими колдовским чарами, и пропела заклинания, в котором предрекла конунгу, что не найдет он покоя ни на суше, ни в море, ни дома, ни в путешествии, не познает он счастья и мира, если не отпустит Херрода и Босе. А затем вырезала руны.
Практикующие сейд по германским и исландским историческим источникам были трех типов: - жрицы (gythja (или gydja), - вёльвы, - сейдконар, “постоянно практикующие сейд”.
По поводу тесного соприкосновения искусств. Окрашивание рун считается практикой сейда («кормление» рун). И это окрашивание, помимо прочего (вино, мед и т.п), может производиться не только кровью, но и другими человеческими … гм… «жидкостями» (За подробностями отсылаю к Ф. Асвинн «Магия сейда» -
Заклинания
С гальдом и сейдом мы определились. Немного разобрались, что гальд – это и работа рунами и работа словом. И то и другое может работать по отдельности. Но вместе работает лучше.
Для гальда существовали особый поэтический размер – гальдралаг (размер заклинаний), который делал магию слова еще более действенной. Составляя заклинание полезно учитывать некоторые особенности:
Аллитерация, т.е. повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Для примера: «Мели, Емеля, твоя неделя», Купи кипу пик».
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.С. Пушкин).
Только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. (В. Маяковский)
Рифма. У северной поэтики рифма весьма своеобразна. Попробуйте почитать на исландском: )))
"-Ser ?u ?enna m?ki, m?r, mjovan, malfaan, er ek hef i hendi her? Fyr ?essum eggjum hnigr sa inn aldni jotunn, ver?r ?inn feigr fa?ir.
«Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками? Старого турса я им поражу, в поединке падет он.
Применение поэтических метафор – кёнингов. Например, клинок - трость Одина, битва - буря клинков и так далее. Но прелесть в том, что кёнинги бывают не только вот такие простые, они ещё бывают многосоставные! То есть берется слово, заменяется кёнингом, а одно из слов кёнинга, в свою очередь, ещё раз заменяется кёнингом. И так до бесконечности... Откос соколий и крепкий орешек мыслей дарю тебе я… - это про руку и сердце.
Заклинание на освобождение из плена (первое из двух сохранившихся «Мерзебургском заклинании», перевод Б.И. Ярхо), к которому есть отдельные параллели в надписях на рунических камнях:
Древли сели девы семо и овамо, Эти путы путали, те полки пятили, Третьи перетерли твердые оковы, Верви низвергни, вражьих пут избегни.
Заклинание из песни «Заклинания провидицы Гроа», перевод С. Свириденко.
Гроа сказала: 6. Слушай же первое слово заклятия - Ран его принял от Ринд: Чем удручен, то с плеча отряхни ты- Сам себя, сильный, спаси.
7. Слушай второе - везде оно странника В тяжком пути защитит: Урдр окружи тебя крепкой оградой Всюду, куда ни пойдешь.
8. Третье внимай - с ним избегнешь безбедно Грозной свирепости рек: Горн пусть и Рудр в мир подземный направятся- Сохни, иссякни, волна.
9. Слушай четвертое - если отважного Недруги станут теснить: Должен их дух тебе сделаться дружным, К миру стремиться с тобой.
10. Пятое слово пою я - от плена Будешь свободен ты с ним: Слово заклятья на члены положено - Узы спадут с твоих рук. [Снимется вервие с ног.]
11. Слушай шестое - коль в море шумящем Буря застигнет тебя: Ветры и воды почтут твою волю, Берег найдешь, невредим.
12. Слушай седьмое - не сможет вредить тебе Грозная стужа в горах: Крепкий мороз твоей кожи не тронет, Членов твоих не скует.
13. Вот заклинанье восьмое - чтоб ночью Был безопасен твой путь: Ведьма тебе волшебством неживая Не повредит никогда.
14. Слушай девятое - сможешь о мудрости В спор с исполином вступить: Мыслей уму, и устам красноречья Много пусть будет дано.
15. В путь свой ступай ты теперь и не бойся- Будь тебе в радость любовь! Вещих заклятий слова я пропела, Стоя на камне святом.
Ран, в скандинавской мифологии штормовое божество моря. Ран владела волшебной сетью, которую набрасывала на мореходов, чтобы утащить их на дно. Ран любила золото, которое северные народы называли "-морским огнем"-. Желая избежать опасности и заручиться поддержкой Ран, предусмотрительные моряки брали в плавание золотые изделия.
Ринд - богиня - мать Вали, отомстившего за гибель Бальдра. Урдр – норна, прошлое. Горн и Рудр - имена потоков.
Если заметили, здесь такой же прием как и в "-Речах высокого"-: ... знаю четвертое и т.д. Числительные в северной магии слова имели большое значение - так что не стесняйтесь, перечисляйте свои действия и этапы совершения.
Формулы бывают линейные, радиальные (палиндромы) и вязанки
О палиндромах
Палиндромы (или радиальные формулы) - формулы ограниченные одинаковыми рунами. Их действие отчасти напоминает камень, брошенный в воду, от которого расходятся круги. В палиндромах основную роль играет центральная руна, она либо обозначает носителя, либо основной принцип действия заклинания. А руны вокруг – само действие. например:
Альгиз - Отала - Альгиз– защита дома, жилища. Всесторонняя защита. И дело тут не в удвоении. А во всестороннем процессе. Можно вообще сделать формулу в виде креста. Тейваз - Альгиз - Отала - Альгиз- Тейваз – защита уже более агрессивная, она уже «отталкивает» недоброжелателя, не только блокирует его действия, но и не подпускает близко к жилищу. Действие также всестороннее. Альгиз - Райдо - Альгиз – Защита транспортного средства. Аналогично.
Руннестейн. Линейное прочтение. Руны действуют этапно. Эйваз – Альгиз – Иса - формула защиты.
Первая руна Эйваз - руна активной обороны. Чем сильнее будет давить противник - тем сильнее будет оборона. Препятствие обращается в подмогу. Альгиз - защита системы, т.е. Вас. Она будет активно призывать силы Богов. Последняя руна Холода и остановки, т.е. нападение замерзло, остановилось. Механизм действия – энергетический. Формула работает не только при магических нападениях, но хорошо "-держит"- и психологическое нападение.
Deirdre Пользователь
Сообщения : 3014 Баллы : 978040 Репутация : 1001 Дата регистрации : 2020-11-16 Возраст : 32 Откуда : Galway
Тема: Re: Гальд и Сейд Вс Дек 13, 2020 8:13 pm
Сейд и Гальд
Руны — это символическое выражение потоков Силы. И любой поток можно рассмотреть двояко: с одной стороны это вектор, имеющий направление, координаты, длину; с другой стороны — это содержимое потока, его внутренняя составляющая. Эти два способа отражают два способа отражения рунической Силы: мужскую и женскую. Мужской — дифференциальный, рассматривающий Руны собственно как Руны, отдельные элементы. Женский — пластический, заключающийся в погружении в потоки силы. Поэтому потоки Сил могут использоваться двояко: путем заключения в четкую оболочку — это путь Северной традиции, получивший название Гальдр (мужской); путем погружения в них и движения с ними — Сейд (женский). Древнескандинавская магическая практика имеет две основные формы — гальд и Сейд. Гальд — это магия, которая включала в себя смесь: чародейство, поэзию, заговоры. Во времена язычества люди терпим относились к тем, кто практикует гальд. Эта форма считалась мужским искусством. К гальду относится все, что связано с рунами. В том числе и магия связанная с гальдраставами. Также гальд объединяет в себе все, что связано со звуком: магия слова, песни, воспевание богов, покровителей, талант называния. Гальд считался мужским искусством, а сейд женским. Не смотря на это, бог Один обучался сейду у Фрейи. Учился долго, подчиняясь Фрейе и не считал это зазорным. Гальд – это и работа рунами и работа словом. И то и другое может работать по отдельности. Но вместе работает лучше. Для гальдра существовали особый поэтический размер – гальдралаг (размер заклинаний), который делал магию слова еще более действенной. Составляя заклинание полезно учитывать некоторые особенности: Аллитерация, т.е. повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Для примера: «Мели, Емеля, твоя неделя», Купи кипу пик». Сейд во многом схож с шаманизмом, так как предусматривал вхождение в состояние транса. И тот, кто практиковал сейд, подвергался временной слабости. Поэтому этот вид магии был неприемлем для воинов, им занимались женщины. Ф. Асвин полагала, что «слабость, порождаемая практикой этого вида магического искусства, — не что иное, как результат отделения души практикующего сейд от его физического тела, когда он “путешествует”. Для того, чтобы быстрее войти в состояние транса, использовались грибы — мухоморы и монотонное пение. Так как женщинам проще войти в это состояние без предварительной подготовки. Необходимо было войти в состояние, когда все внутри закипало, вводя в возбуждение. Практикующие гальд, подразделялись на эрилей и скальдов. Эриль работал с рунами и гальдраставами. Скальд творил звуком и словом. Искусством гальдра могла владеть и женщина. Сейдом практиковали жрицы, вельвы, сейдконары. Супруги и матери воинов занимались залечиванием ран. Но женщины были не только целительницами, но и предсказательницами и вельвами. Получение предсказаний, как один из аспектов сейда, не является предсказанием с помощью рун. Это магическая практика, нечто среднее между шаманизмом и спиритизмом. Слоожно установить различие между вельвами и сейдконарами, так как и те и другие занимались прорицанием и магией. Скорее всего сейдконары практиковали более мрачный сейд и их больше боялись. Вельвы же были вхожи в социальное общество, так как считались колдуньями, которые действовали во благо, исцеляли.
Детали ритуалов, связанных с сейдом Во время ритуала практикующий находился на платформе или высоком сиденье, что в скандинавской мифологии означало находиться подвешенным между Мирами. Для вхождения в транс и общения с Богами практикующий пел особые песни, которые отличались от песен спеа и гальда. С песнями сейда связаны слова: говорить, декламировать, песня мудрости. Шаманские песни других практик обычно описываются глаголом «петь». Практикующий выполнял особые сексуальные практики. В сагах не сохранились их детальные описания. Разные исследователи предполагают, что техника сейда предполагала различную сексуальную связь с вызываемыми божествами. Практикующий приходил в состояние сексуального иступления, переодевался в женскую одежду. Но ввиду отсутствия доказательств данные теории не являются убедительными.
Искусство гальдра и сейда Гальдр включает: 1)Поэтичексие заклинания (Висы) – активную часть (Хвергельмир). 2) Рунические талисманы и амулеты – пассивную часть (Мимир). 3) Устное произнесение заклятия, соединенное с вырезанием Рун – Нейтральную часть (Урд). Сейт, аналогично, включает: 1) Ритуальное Пение. 2) Переходы между Мирами (типа шаманских странствий). 3) Предвидение, прорицание. Представляется важным как понимание различия двух путей, так и осознание их внутреннего единства. С одной стороны, это означает, что мужчине никогда не стать таким мастером Сейта, каким без труда может стать женщина, а женщине не достичь такого точного применения Рун и Вис, которое доступно мужчине. Но с другой – мужчине никогда не понять источников силы без взгляда в ее глубины (глаз Одина в источнике Урд), а женщине не вернуться из странствия без фиксации в исходной точке (попытки похищения Фрейи Турсами). Только единство двух Путей, мало достижимое на практике, но необходимое в идеале, может дать приближение к полноте Мудрости и Силы. Гальдр — это слово, наделенное Силой. Т.е. это крик, магическая песнь, волшебство. Это словесная магия, песни, заклинания, произнесенные вслух. Именно факт произнесения, то есть воплощения мысли, намерения, наделял эту мысль реализующей силой. Заклинания гальдр — это резкое пение особым способом, речитативом. Результатом произнесения такого заклинания является изменение внешнего мира, его активное преобразование. Цель Гальдра – донести результаты работы в доступном виде до объективной реальности, воплотить их в “реальный мир”. Заклинание Гальдра несёт в себе магию само по себе, и исполняется главным творцом магии – Эрилем. При этом заклинания Гальдра максимально активны, экспансивны, воинственны. И маг Гальдра также должен быть силен и уверен в себе, иначе его магия не будет иметь успеха. Залогом успешности Гальдра также является четкость сознания Мага. При этом, по мере произнесения заклинания он как бы “опьяняется” Силой, однако продолжает сохранять контроль над собой и ситуацией. Заклинания Гальдра известны чаще всего в трех формах – Драпы, Нида и Мансега. Драпа — хвалебная песнь, читаемая вслух, вырезаемая в рунах. Каждая из вис, составляющих драпу, – как правило, замкнутое целое, не только в метрическом, но и в смысловом отношении. Сюжет в драпе отсутствует. Не бывает также и прямой речи, диалогов, монологов и т. п. Единственное, что позволяет установить последовательность вис в драпе, – хронологическая последовательность описываемых событий, которая всегда бывает соблюдена. Нид — хулительная песнь. направленная на причинение вреда своему объекту. Примеры таких стихов до наших дней почти не дошли. Для нида характерна необычная даже для скальдической поэзии темнота содержания. Нид обычно построен в соответствии с законами имени, ассоциации и подобия. По-видимому, способность оказать вредоносное действие обеспечивалась не содержанием нида, а самой его формой, т. е. тем, что он был «связанной речью», стихами. Ведь к тому же сводилась и сущность драпы: она тоже была действенна в силу не своего содержания, а своей формы. Мансег — принудительное любовное заклинание или приворот. Сочиняя мансег, Скальд добивался человека, который в жизни, ни при как условиях не «отдал» бы ему свое сердце. Итак, Гальдр – Магия, направленная на изменение “объективной″ реальности, внешней по отношению к Магу. Она реализуется в активном воплощении своей воли в стихах и Рунах.
Сейд — это игры с душами. Активное воздействие сейда состоит только в действии на души других людей, на части душ, или на сознание людей. Он способен причинить психологические неудобства или даже смерть, но не способен, например, изменить погоду, затушить огонь, поднять или усыпить мертвеца, защитить в битве воина и другие умения, обычные для гальдор-магии. В традиционных источниках использование сейда практически всегда связано с чем-то зловещим. Несколько исключений имеют место, когда сейд связан только с предсказаниями. Маги сейда значительно отличаются от предсказателей, которые получают знания изнутри. Провидческий аспект сейда включает призывание духов, которые удерживаются с помощью особых заклинаний. Эти духи открывают свои знания будущего вельве. Сейд – это один из способов погружения в трансцендентную реальность бессознательного, в Лоно Великой Матери с целью отыскания там путей решения различных задач – предсказательных, иногда – нападений, но в любом случае – манипуляций с душой, психикой – либо самого пратикующего, либо – другого человека.