В мифологической системе древних скандинавов норны – это богини-воплощения судьбы. Вопреки расхожему мнению норн не три, а гораздо больше, хотя наиболее известными из них являются те, что упомянуты в «Младшей Эдде» как хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль – Урд, Верданди и Скульд.
В части «Видение Гюльви» Стурлусоновой Эдды сказано, что норн – великое множество, своя норна приходит к каждому человеку, как только он рождается на свет, «наделяя его судьбой». При этом норны не являются представителями особой расы или вида, согласно эддическому тексту многие из них ведут свой род «от богов» (если здесь подразумеваются жители Асгарда, то это не только собственно асы, но и ваны, и йотуны), другие – от людей, третьи – от темных альвов. Более того, некоторые норны, вероятно, могут совмещать несколько функций, как это делает Скульд, являющаяся одновременно и норной, и валькирией (этот момент Ганглери поясняет в части «Видение Гюльви», рассказывая о богинях и валькириях).
О происхождении слова «норны» («nornir» на древнескандинавском) нет единого мнения. Оно может происходить от диалектной шведской словоформы «nyrna», что значит «сообщать по секрету», либо восходит к индоевропейскому глаголу «ner» (в переводе – «вращать» или «вить», здесь может подразумеваться метафора о том, что норны вьют судьбы людей). На закате англосаксонского периода норн часто называли Сестрами Вюрда, здесь германское слово «wyrd» (или «würd») переводится как «судьба» и, очевидно, связано с древнескандинавской формой «urd», имеющей аналогичное значение. Вероятно, образ норн гораздо древнее их названия. Для европейских культур этот образ универсален, трех богинь, воплощающих судьбу, можно встретить в мифологии Древнего Рима (Парки), Древней Греции (Мойры), Древней Руси (Мокошь, Доля и Недоля). Однако в отличие от, к примеру, славянских богинь, между норнами нет «разделения обязанностей», каждая из них отвечает за судьбу как таковую. При этом норны лишь создают судьбы, но не влияют на них (в отличие от Парок и Мойр). Примечательно, что норны не были созданы Одином, Вили и Вё в тот момент, когда первые асы творили мир. Более того, деятельность норн универсальна – механизму судьбы, которым они управляют, подчиняются все – смертные и боги. Даже Один неоднократно посещает норн, прося у них совета (в одно из таких посещений Урд предсказывает, что Всеотец погибнет в пасти Фенрира).
Согласно тексту «Младшей Эдды», норны Урд, Верданди и Скульд живут у источника Урд («Urðarbrunnr» на древнескандинавском, что переводится как «источник судьбы»). Сам источник находится под одним из трех корней Иггдрасиля, под тем корнем, который уходит в Асгард. Ганглери в «Ведении Гюльви» говорит о том, что эти норны «судят судьбы людей». Вероятно, это верховные норны, каждая из которых не отвечает за судьбу отдельного человека, но контролирует судьбу мира в целом («вирд» как принцип).
В части «Прорицание вельвы» из «Старшей Эдды» говорится о том, что Урд, Верданди и Скульд возникли из источника Урд, они «резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя». Там же указано, что эти норны помнят «первую войну», то есть изначальное противостояние асов и ванов. Это говорит о том, что Урд, Верданди и Скульд, вероятно, являются одними из древнейших существ в скандинавской космогонии.
Три норны следят за тем, чтобы мировой ясень Иггдрасиль не засох, они каждый день поливают дерево водой, которую собирают с берегов Урда (в Эдде подмечено, что они черпают воду вместе с грязью, что скапливается у берегов источника). В том же эпизоде указано, что вода из Урда настолько священна, что все, попадающее в нее, становится светлым и прозрачным. В саге «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» Сигурд указывает дракону на то, что норны приходят к людям в момент их рождения («кто эти норны, что могут прийти к женам рожающим?»). Эти слова подтверждаются в другой эддической саге, «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», где говорится, что норны явились к Богхильд, родившей Хельги, и предрекли ее сыну судьбу великого полководца. На основании этих фрагментов некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюльгья (в древнескандинавской традиции так именуются женские духи-хранители, близкие к образу валькирий, но восходящие, очевидно, к архетипу праматери).
Норна Урд Как уже отмечалось, имя этой норны («urd» на древнескандинавском) переводится как «судьба». Это самая старая из норн, живущих у корней Иггдрасиля, обычно ее изображают старухой и соотносят с понятием «прошлое». Предположительно норна Урд может быть самым непосредственным образом связана с уже упомянутым понятием «вюрд» («wyrd»), которое у северогерманских племен использовалось в двух значениях – «судьба» и «смерть». Именно норну Урд принято считать персонификацией рока, именно она предрекает Одину гибель.
Норна Верданди С древнескандинавского языка имя этой норны можно перевести как «становление» («Verðandi» или «Werdandi»). По старшинству это средняя из трех норн, ее изображают женщиной умеренного возраста, традиционно соотнося с понятием «настоящее». Также является воплощением принципа «вюрд», но уже в контексте активной деятельности, то есть речь идет о судьбе, которую человек определяет себе сам, совершая те или иные действия.
Норна Скульд С древнескандинавского «Skuld» традиционно переводят как «долг», хотя Франсуа-Хавьер Дилманн и ряд других скандинавоведов приводят еще два варианта перевода – «возможное будущее» и «чувство вины». Все три перевода близки в своих семантических аспектах, но Дилманн сомневается в том, что образ Скульд – изначальный, как образы Урд и Верданди.
Исследователь предполагает, что имя Скульд и соответствующий ей персонаж (самая молодая из трех норн, традиционно изображается как юная дева) могли появиться в сагах под влиянием тройственной концепции «прошлое-настоящее-будущее», которая была привнесена в скандинавскую традицию извне. С другой стороны, данное предположение может касаться лишь имени норны, но не ее образа. Кроме того, это единственная из трех норн, которая в эддических текстах встречается в обличии валькирии (и это не одноименный персонаж, а именно та самая норна, в соответствующем фрагменте «Младшей Эдды» Снорри целенаправленно указывает на это). Важно отметить и то, что традиционно норна Скульд воспринимается не как будущее в понятии неизбежности. Это именно «возможное будущее», то есть один из его вариантов, который может и не произойти, если не будут совершены определенные действия. Таким образом, норны являются самобытным, но не оригинальным элементом древнескандинавской космогонии. Подобные персонажи встречаются в мифологиях практически всех древних культур. То же касается трех норн Иггдрасиля – Урд, Верданди и Скульд. Однако объединяющая их концепция «вюрда», тесно связанная с шаманической традицией европейского севера, выступает явлением уникальным.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…