Нитсшест (др.-сканд. níðstang) — у германских племен шест для проклятия врагов. Название происходит от понятия нитс. Нитс (др.-сканд. níð, др.-англ. nīþ, nīð) обозначает в ряде германских языков потерю чести либо статус злодея. Заклейменный таким образом человек носил название др.-сканд. níðingr, др.-англ. nīðing, nīðgæst. Возможно, однако, что клеймение не носило физический характер и являлось лишь формой социального определения статуса человека.
Возвращаясь к понятию нитсшества, следует отметить, что процесс с его использованием считался очень сильным и мощным вербальным способом наложить проклятие на врага.
Церемония проклятия проводилась следующим образом. Проклинающий брал в руки достаточно длинный ореховый шест с насаженным на него черепом лошади, поварачивал его в сторону врага, произносил проклятия (нидвиса) и оскорбления в его адрес. Данное действие сопровождалось вырезанием проклятий руническим письмом и освящением их кровью.
Нитсшест хорошо описан в саге об Эгиле Скаллагримссоне. Эгиль тогда проклял короля Эрика и испугал ландвэттиров Норвегии, подняв шест с обезображенной головой лошади и направив её в сторону Эрика, там же он вырезал руны и произнёс проклятие.
Вот выдержка из саги: "Но когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря:
— Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. — Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии.
Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье.
После этого Эгиль вернулся к своим спутникам на корабль. Они подняли паруса и вышли в море. Попутный ветер крепчал, и корабль шел быстро. Тогда Эгиль сказал:
"Ветер храпящий рубит Море лезвием бури, Волны сечет крутые — Дорогу коня морского. Ветер в одеждах снежных Рвет, как пила, зубцами Крылья морского лебедя, Грудь ему раздирая."
Сага о людях из Озёрной Долины свидетельствует, что когда Финбоги не явился на хольмганг, Ойкул, в наказание за трусость Финбоги, соорудил нитсшест из резной мужской головы, насажанной на шест, который он положил в грудь убитой кобылы, положив её голову в сторону жилища Финбоги.
Нитсшестом у скандинавов эпохи викингов (VIII-XI века) назывался особый предмет и связанный с ним ритуал проклятия врага. Конструктивно нитсшест представлял собой длинную тонкую палку, воткнутую в землю. На вершине палки располагалась голова свежеубитой лошади. Голова обязательно обращалась в ту сторону, где живет или в данный момент находится проклинаемый. На самом шесте вырезались руны с заклятьем.
Современные неоязыческие общины невразумительного толка продолжают активно применять нитсшест, используя головы разных животных, хотя в сохранившихся источниках речь идет именно о голове лошади, причем нигде не приводится само руническое заклинание, которое нужно вырезать на шесте. Иными словами, традиция нитсшеста попросту не может быть реконструирована в отсутствие данных, необходимых для аутентичного проведения ритуала.
Исторические сведения о нитсшесте
О нитсшесте мы знаем из двух источников, первый – «Сага об Эгиле», исландский текст, авторство которого приписывается Снорри Стурлуссону. Сага создана в XIII веке, но описывает исторический период длиной в сто пятьдесят лет – примерно с 850 по 1000 год. В контексте описания ритуала важен эпизод, в котором повествуется, как скальд Эгиль Скаллагримссон ругается с Эйриком Кровавая Секира и проклинает его при помощи возведения нитсшеста. В тексте саги описание ритуала выглядит следующим образом:
«Эгиль вновь пришел на остров, взял шест (жердь) из орешника и взошел на высокую скалу, обращенную к материку. Эгиль расположил на вершине шеста череп лошади и сказал: «Я воздвигаю этот шест и насылаю порчу на конунга Эйрика и его супругу Гуннхильд». Затем скальд развернул череп лошади в направлении материка и произнес: «Я проклинаю духов этой страны, дабы они плутали в беспутье и не нашли мира, покуда не изгонят конунга Эйрика и его супругу Гуннхильд прочь из Норвегии». С этими словами скальд воткнул шест в скальную трещину и вырезал на дереве заклинание».
Некоторые исследователи (например, Х. Бон) полагают, что слова, произнесенные Эгилем, сами по себе являются ритуальной формулой, которую надлежит вырезать на нитсшесте. Тем не менее, предполагается, что каждый нитсшест индивидуален, так как в каждом отдельном случае ритуал преследует конкретную цель и слова заклинания могут меняться. Тем более, что второй источник, из которого мы узнаем о ритуале, описывает несколько иной вариант, в частности – в нем вообще не фигурирует заклинание.
Речь идет об эпизоде из «Саги о людях из Озерной Долины», который повествует о поединке между Финбоги и Ойкулом. Финбоги не является на место хольмганга в назначенное время и не выходит на бой, за это Ойкул проклинает его нитсшестом. На деревянный шест он насаживает «резную мужскую голову» и вставляет этот шест в грудь мертвой лошади, поворачивая голову (не уточняется – лошади или человека) в ту сторону, где живет Финбоги. Этот эпизод выглядит довольно спорно, так как не совсем понятна формулировка о «резной мужской голове». Некоторые исследователи (в их числе – М. Генри) уверены, что речь идет о стилизованной голове, вырезанной ножом на верхней части ритуального шеста. Эта версия выглядит логично ввиду того факта, что среди древнескандинавских и исландских источников нет упоминаний об использовании в каких-либо ритуалах частей человеческого тела.
Этимология
На древнескандинавском нитсшест пишется так «níðstang», причем «tang» переводится как «шест» или «жердь», а понятие «níð» («nīþ», либо «nīð») обозначало у германцев и скандинавов потерю чести. Человек, «заклейменный» этим понятием, назывался «níðingr» («nīðing», либо «nīðgæst»), что значит «немужественный», аналогичное значение имело понятие эрги («ergi» на древнескандинавском).
Социальный аспект
Нитсшест являлся своего рода актом презрения, направленным на то, чтобы вызвать общественный резонанс, всеобщее порицание. Нитсшест устанавливался на хорошо видном месте, это был открытый ритуал, цель которого – указать на человека, что он нарушил традиции, обычаи или даже закон.
Интересно, что в «Саге об Эгиле» герой проклинает духов земли, причем в оригинальном тексте используется слово «landvættir», этим словом скандинавы называли духов-покровителей определенной местности, которые отвечали за ее благополучие. Это хорошо демонстрирует эзотерическую подоплеку нитсшеста, хотя в «Саге о людях из Озерной Долины» нюанс с проклятием духов отсутствует.
Традиция возведения нитсшеста локально сохранялась до Позднего Средневековья во многих регионах Европы. Примером этого может служить событие, происшедшее 22 августа 1272 года в Англии, в Королевском лесу («Royal Forest», также известный как Заповедный лес). Группа из 17 мужчин выследила несколько оленей в лесу, в котором мог охотиться только король. Посланные за браконьерами всадники обнаружили мужчин, когда они воздвигали три шеста, насадив на них головы убитых оленей, повернутые в сторону королевского замка. Всадники по неизвестной причине не смогли схватить мужчин и были вынуждены отступить, о дальнейшем развитии событий нет никаких сведений…
Современность
Несколько фактов установки нитсшеста зарегистрировано в Норвегии и Исландии уже в XXI веке. Последний случай – 3 апреля 2020 года, нитсшест появился перед Альтингом (национальный парламент в Исландии). Надпись на шесте гласила, что ритуал направлен против парламента, который, несмотря на пандемию COVID-19, урезал зарплаты медицинским работникам и не принял адекватных мер по защите населения.