Независимая, красивая Фрейя – наиболее известная богиня нордических мифов. К сожалению, до нас дошло только небольшое их количество. Быть может в этом повинны христианские ученые, которые и записывали эти мифы; они не желали подчеркивать роль Фрейи – богини, олицетворявшей половую независимость и умение заглядывать в будущее. Хотя Фрейю и не называют лунной богиней, но многие ее атрибуты связываются с фазами полнолуния и Черной Луны.
На основании дошедших до нас мифов можно сделать следующие выводы. Фрейя была сестрой Фрейра и дочерью бога морей Ньерда и его не названной сестры, возможно, Нерты. Она была женой таинственного бога Ода или Одра, который вскоре исчез. Фрейя оплакивала его золотыми слезами, падая в море, они превращались в янтарь.
В бой она отправлялась на колеснице, запряженной кошками, и поэтому считалась повелительницей кошек, подобно египетской Бает и греческой Артемиде. Фрейя обладала также способностью менять внешний облик, была предводительницей валькирий и “провидицей”, вдохновительницей священной поэзии. Колдуньи, прорицательницы, повелительницы рун и целительницы были тесно связаны с Фрейей, поскольку она была богиней магии, колдовства и любви.
Магия Фрейи была шаманской, богиня всегда была облачена в плащ из перьев сокола, позволявший ей принимать облик птицы, проникать в иные миры и возвращаться оттуда с пророчествами. Этот плащ иногда одалживал Локи (бог разрушения), для того чтобы следить за людьми и причинять им неприятности. Современные шаманы по-прежнему считают способность к астральным путешествиям обязательным условием для предсказания будущего и обретения знания. Эта магическая способность, которой могла наградить своего избранника Фрейя, у нордических народов называлась “сейдр”.
“Сейдр” – исключительно женская форма магии, транса и умения предсказывать будущее. Хотя легенда гласит, что в основе науки Фрейи лежали созданные ею руны, которыми и пользовались ее жрицы, “сейдр” представлял собой умение менять внешний облик, способность к астральному путешествию по Девяти Мирам, сексуальную магию, врачевание, насылание проклятий и тому подобное. Практиковавшие подобное занятие женщины назывались “вельвами” или “сейдеконами” и считались жрицами Фрейи. У них можно было получить любой совет. Три песни из эпоса “Старшая Эдда” – рассказ об умерших “вельвах”, призванием которых было передавать информацию богам или защищать людей.
“Сейдром” занимались не только женщины. В поэтических и прозаических произведениях того времени можно найти упоминания о том, что “сейдр” практиковали и мужчины, переодетые в женскую одежду. В мифах упоминается лишь один бог-мужчина, практиковавший этот вид магии – Один; этому искусству его обучила сама Фрейя. Впрочем мужчины, занимающиеся подобной формой магии не пользовались уважением, высмеивались, а иногда их убивали. Переодевание в женское платье очень древняя традиция, в основе которой лежало убеждение, что для того, чтобы служить Богине, мужчина должен перевоплотиться в женщину, что было в духовном смысле неприемлемо для патриархального общества.
“Вельвы” свободно переходили из одного клана в другой; их услуги пользовались большим спросом. У них были любовники, но замуж они не спешили. Атрибутами “вельвы” были посох с бронзовым наконечником или в бронзовой оправе, плащ с капюшоном и меховые варежки. В “Саге об Эрике” приведено подробное описание сеанса “сейдра”. В поэме “Landnamabok” повествуется о “вельве”, подарившей с помощью “сейдра” процветание рыбацкой общине. Шаманизм требует знания четырех Стихий, которые воздействуют на любой аспект жизни, и умения ими пользоваться. История о том, как Фрейя добыла свое знаменитое ожерелье Брисингамен у четырех карликов – ключ к пониманию этих четырех Стихий.
Однажды Фрейя во время прогулки натолкнулась на четырех карликов за работой над самым красивым ожерельем, которое ей когда-либо приходилось видеть. Этих кузнецов (брисингов) звали Альфриг, Двалин, Берлинг и Грерр. Фрейя захотела получить это ожерелье, но карлики отказались его продать. Они предложили ей отдать его бесплатно, но в благодарность она должна была провести ночь с каждым из них. Согласившись на их условия Фрейя стала обладательницей Брисингамена – надежной защиты от змея Мидгарда и символа плодородия. Этот атрибут соответствует Полной Луне.
Христианские монахи считали эту легенду безнравственной, и поэтому просто удивительно, что она дошла до нас в числе прочих нордических мифов. Тем не менее, эта история повествует об обретении магического знания (которое монахи также считали злом). Четыре карлика олицетворяют четыре Стихии. Брисингамен символизирует красоту, силу и богатство, проистекающие из знания того, как правильно использовать эти составляющие материи. Один позавидовал Фрейе и велел Локи украсть ожерелье. Для.того, чтобы получить его обратно, Фрейя была вынуждена подчиниться мрачному приказу Одина: спровоцировав войну между королями богиня оживляла убитых воинов, чтобы сражения не прекращались. Этот аспект Фрейи, которая также была известна как предводительница валькирий, связывает ее с Черной Луной.
Дж. Дж. Конвей “Мистерии и магия Луны”
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…