Сообщения : 2539 Баллы : 2147698147 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow
Тема: ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ: ДИСЫ Вт Фев 07, 2023 10:04 am
Культ дис был распространён очень широко в Германии, где им поклонялись под именем "матрон" (matronae). Это слово, по всей вероятности, возникло уже в римский период, когда упомянутый культ достиг своего расцвета, но относящиеся к нему статуи и культовые предметы встречаются даже в слоях бронзового века. Не исключено, что дисы древнее асов и даже ванов, хотя многое говорит о том, что различные женские божества в ходе истории отождествлялись друг с другом и сливались в общий образ. К примеру, культ Нертус в Германии играл очень важную роль, но богини, аналогичной по функциям Фрейе, у германцев не было. А Фрийя, разумеется, эквивалентна Фригг. В скандинавской традиции сохранились некоторые следы культа дис; им даже был посвящён особый праздник, включавший как обряды с участием всей общины, так и сугубо женские ритуалы. Культ матрон, т.е. "матерей", имеет не только германские корни, так как по меньшей мере половина связанных с ним имён - кельтского происхождения. На большинстве вотивных камней матроны изображены группами по три. Многие из них получали имена в честь тех или иных племён, народов или местностей - например, Matribus Suebis ("матери свевов") или Matribus Frisiavis paternis ("отчие фризские матери"). В честь матрон, в свою очередь, получали название реки и ручьи (Валь, Нирс и т.д.). К некоторым из этих богинь обращались с особыми целями - например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве. В частности, две фризские богини, Беда и Фиммилена, соответствуют скандинавским Вор и Вар. Под общим именем "алесеги" (Alaidsaigae) они упоминаются наряду с "Марсом Тингом" (Mars Thingus), т.е. Тюром, в римских надписях, сохранившихся на некоторых секциях Адрианова вала. Все они связаны с правосудием. Не исключено, что им тождественны ещё две богини - Баудихиллия и Фриагабис.
В женских мистериях, связанных с этими божествами, существовала разработанная традиция преемственности, особое значение в которой придавалось предкам по женской линии. Дисы (германские идисы) первоначально представляли собой обожествлённых прародительниц. Культ дис - это пережиток более древней матриархальной религии, распространённой в этих местностях задолго до зарождения религии асов, с которой она впоследствии слилась. Предводительница дис - Фрейя, один из титулов которой - Ванадис, т.е. диса из рода ванов. А все известные источники свидетельствуют о том, что ванам стали поклоняться значительно раньше, чем асам.
По своим функциям дисы тесно связаны с валькириями и норнами. И дисы, и валькирии, подобно норнам, участвовали в определении человеческой судьбы, или вирда. В число задач, приписывавшихся дисам, входила защита племени или племенного вождя. В этом качестве дисы порой вели себя не менее агрессивно, чем валькирии. Также дисы считались посредницами между людьми и высшими богами. Кроме того, они ассоциировались с гаданием и колдовством, а следовательно, были помощницами вёльв. По-видимому, они были способны налагать оковы страха на врагов и снимать оковы со своих подопечных. В исландских сагах дисы являются либо в белых одеяниях - как помощницы, либо в чёрных - как олицетворение препятствующих сил. Посвящённый дисам праздник Дисаблот в различных областях скандинавско-германского региона приходился на разные даты. В англосаксонской Англии он отмечался под названием "Modraniht" ("Ночь матерей") в ночь с 21 на 22 декабря. В Норвегии он приходился на середину октября, совпадая с торжествами Зимних ночей и, возможно, являясь их составной частью. В Швеции его праздновали в начале февраля. Бытовала и более примитивная крестьянская форма Дисаблота, в которой объектом поклонения выступал высушенный конский фаллос.
Все этим праздники вызывали у христиан крайнее недовольство. Олав Трюггвасон, насадивший христианство в Норвегии, при малейшей возможности сжигал женщин, практиковавших магию. Об этих гонениях, предваривших более известную и подробно документированную "охоту на ведьм" эпохи позднего Средневековья, сохранилось немало сведений. Даже в поздних сагах упоминается о том, что женщин за чародейство предавали смерти, причём приговор этот выносили не христиане, а патриархальные язычники. В правление Олава Трюггвасона (X в.) в Норвегии сожгли прямо в доме нескольких женщин, праздновавших Дисаблот и отказавшихся принять христианство. При этом культ дис имел очень важное значение. Им даже был посвящён особый храм в Упсале - Дисарсалль ("чертог дис").
Среди дис выделялся особый класс существ - спе-дисы (spae-dis). Спе-диса - это личная диса, наделённая атрибутами валькирии и приставленная к одному воину-герою, как правило, от самого его рождения. Она может являться ему в сновидениях и предсказывать будущее или предупреждать об опасности. Таким образом, это нечто вроде личной норны. Сущность эту представляют в образе "возлюбленного" или "возлюбленную", с которым человеку надлежит "сочетаться браком" (т.е. слиться воедино), как в эддических песнях о Хельги или в предании о Сигурде и Брюнхильд. . В литературных истоничках спе-диса обычно описывается в связи с историей того или иного героя. Но в наши дни понятие героя стало шире и включает в себя уже не только воинов, но и поэтов, магов, художников и вообще все, кто идёт по пути духовного или мирского развития.
(с) Фрейя Асвинн
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…
Lina Winter Владелец Форума
Сообщения : 2539 Баллы : 2147698147 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow
Тема: Re: ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ: ДИСЫ Вт Фев 07, 2023 10:04 am
ДИСЫ
Дисы (сканд. Dísir), в германских традициях идизы (сакс. idisi) — в германо-скандинавской мифологии сверхъестественные существа, божественные девы, появляющиеся то как духи-хранители, то как враждебные антагонические силы.
Скандинавское dís, равно как и германское idis, itis, буквально переводится как «госпожа». Рудольф Симек считает их аналогом кельтских и германских матрон. Предположительно, изначально они были духами-хранителями, богинями плодородия. Праздник в честь дис отмечался в начале зимы или на весеннее равноденствие.
Праздник называется Дисаблот, поскольку он связан с воззванием к дисам – божествам, подобным норнам, раздающим судьбы. Это женские божества-хранители рода, Великие Матери, мудрые и заботливые. Дисы наиболее тесно связаны с деторождением, они присутствуют и при первом освящении ребенка – наречении имени, «закладывая» в него способности и прочие задатки, дающиеся от рождения, во многом определяющие его дальнейшую судьбу. В смысле жизни общества это период, когда дисы «раздают судьбы» на начавшийся год, когда каждый определяет для себя направления деятельности, строит планы и взывает к дисам с просьбой содействовать в их свершении.
Одним из атрибутов этого праздника является хлеб, испеченный в форме быка. Он символизирует жизненную силу, не знающую преград, заключенную в руне Uruz. Эта сила позволит земле пробудиться от ледяного сна.
К дисам относили также и норн, и валькирий; в стихотворном изложении Евангелия Отфридом и Дева Мария названа «Itis». В мерзебургских заклинаниях им приписывается сила задерживать войска, опутывать оковами неприятелей и их вождей и решать участь сражения. Им приносились жертвы на горах. Имя их составляет часть многих скандинавских собственных имен, как, например, Freydîs, Thôrdîs, Asdîs и др.
Якоб Гримм связывал германских идиз со скандинавской богиней юности Идунн.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…