Сообщения : 2581 Баллы : 2147704897 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow
Тема: Vordr и Gandr: духи-помощники в Северной Традиции Ср Июн 21, 2023 10:46 pm
Автор hostage (Эстер Котовская)
Стоит понимать, что главное, с чем связана Северная магия и духи-помощники, это сейд. Функции сейда делятся на две категории: большинство его используются гадательную практику прорицания, но также встречается и варианты осуществления физических изменений, что отражает функцию заклинательную. Изменение внешней формы также может осуществляться через сейд (так в "Саге о Вольсунге" сейдкона меняет внешность Сигни). Также сейд появляется как магия, необходимая для перерождения, используемая ванами в их войне против асов.
Мы всегда говорим о сейде как о некой форме транса. Транс необязательно подразумевает концепцию блуждания свободной души, которые часто встречаются у саамских и сибирских шаманов, но для которых в сейде нет доказательств; в равной степени это может указывать на то, что провидица (сейдкона) оказывается в состоянии восприятия, чтобы услышать информацию, переданную ей духами, суммировать ее в ходе сеанса и при необходимости отправить этих духов с определенными задачами.
"Саге об Эрике" рассказывает нам много фактов о сейде, а также о связанных с ним понятиям. Наибольший интерес в повествовании вызывает слово "vardlokur". Что это значит? 1. Это kvæði, форма стиха, возможно, песня. 2. Обычно это произносила группа женщин, собравшаяся вокруг сейдконы во время сеанса. 3. Однако в этом случае его произнесла только одна женщина, потому что не было других среди них, кто знал vardlokur. 4. Он произносится в качестве подготовки: эффект состоит в том, чтобы призвать духов, от которых сейдкона получает информацию. Вызов духов - gandir - также упоминается в текстах в связи с сейдом. "Сага об Эрике" явно свидетельствует о подлинной традиции и об обстоятельствах сеанса сейда в том, что касается вызова духов. Можно предположить, что они назывались verdir, языческий обычай, уже слабо понимаемый даже времени составления "Саги" и обозначающий их латинским словом náttúrur. Похоже, что Северный сейд соответствовал саамскому шаманизму, по крайней мере, в том, что касается вызова "духов-хранителей", но отличался от него отсутствием блуждания души во время транса.
Мы говорим и упомянули также привыз духов-хранителей (gandir в Северной Традиции), который очень близок к саамским традициям. В текстах о саамском шаманизме мы видим описание призыва духов. Авторы этих текстов (христианские миссионеры), кажется, рассматривает сеанс как магический ритуал отсылки gandus (духа) с определенной целью. Христианский автор явно рассматривает gandus как злого духа, совершенно независимого от шамана (или его души). Следуя этим текстам gandus описывается следующим образом: это нечистый дух. Он действует как дух-помощник, сообщая провидцу будущие (и настоящие) события и позволяя ему находить дальние тайны. Вред ему причиняет вред его владельцу. Он может украсть людей (то есть их души). Путешествует на животных, кораблях, снегоступах. Он может принимать форму китов / водных животных и других объектов. Следуя из всех источников можно подытожить: 1. Gandr был духом, вызванным во время сейда; 2. Его можно было отправить с заданием, пока отправитель спал; 3. Он снабжал вызывающего или отправителя информацией; 4. Это могло навредить людям; 5. Он принял форму зверей. Кажется, это не было ограничено к одному роду зверя, так как он ассоциируется как с волками, так и мировым змеем; 6. Ведьмы, однако, ездили верхом на волках, давая новое значение "волк" для gandr: таким образом, похоже, возникла путаница между gandr, животным-духом, посланным с определенной целью или вызванным сейдконой и конем ведьмы, волком, оседлать которого и было целью и не связанной с сейдом; 7. Gandir были призваны посохом или веретеном (которые составляли важную часть инвентаря вёльвы (сейдконы), который конкретно упоминался как gondull. Здесь мы видим связь с одним из имен Одина - Гандрил, что могло значить "использовавший может означать "пользователь gondull".
Таким образом, gandr выглядит как эквивалент vordr, подразумеваемого словом vardlokkur в повествовании о сейде в "Саге об Эрике": оба появляются как духи-помощники, в частности, для предоставления информации. Однако, судя по названию, vordr изначально рассматривался как дух-покровитель, соответствующий саамскому антропоморфному духу. Gandr, животное-дух, с другой стороны, соответствует саамским духам-помощникам (в форме животных). Оба вида духа предоставили информацию, но gandr, похоже, также выполнял задания для призывателя, опять же, как саамские териоморфные духи. За пределами сейда нет никаких свидетельств существования духов-помощников и переходом в животную форму (мы знаем только о дисах, но это другая история).
Сейд можно считать формой шаманизма, поскольку он включал призыв во время транса различных духов, дисов и пр. для гадательных и заклинательных целей. Возможно, на эту практику повлиял саамский шаманизм, но он не тождественен ему: в частности, данные не предполагают, что путешествия души имели место, когда сейдкона находилась в трансе.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…