Инициация у эскимосов происходит несколько иначе. Шаман сам выбирает себе преемников среди мальчиков 6 – 8 лет и обучает их в строгой тайне. Перед посвящением ученик приходит к старой могиле, садится и начинает тереть друг о друга два камня, ожидая особого знамения в виде большого медведя. В образе медведя приходит самый главный дух шаманов Тонгарсоак, который срывает с ученика всю плоть до самых костей, после чего тот находится три дня в бессознательном состоянии. За это время нарастает новая плоть, обновляется и очищается душа, и посвящаемый получает право стать шаманом. После этого он направляется к другому шаману, чтобы научиться воздействовать на силы природы и вызывать духов. В шаманизме каждый наставник специализируется в какой-то своей области, поэтому ученики, получив определенные знания у одного шамана, идет к следующему за новыми знаниями. Есть еще один интересный ритуал посвящения – когда ученик приходит к учителю и просит его стать наставником в шаманизме, и если учитель не видит препятствий, то соглашается. И тогда ученик вместе со своими родственниками кается в грехах перед наставником, а потом начинается период подготовки к инициации. Учитель вытаскивает из глаз, головы и внутренних органов ученика душу и отдает ее духам для изучения, после чего духи наделяют посвящаемого мистическими способностями и затем снова помещают душу в тело. Но на этом инициация не заканчивается. Будущему шаману суждено провести долгое время в темноте, чтобы научиться видеть потусторонний мир, слышать астральные звуки и общаться с духами. Обряд посвящения считается законченным, когда шаман видит свет, который не принадлежит физическому миру. В этих цветовых вспышках он прозревает силуэты мира духовного, в котором ему теперь предстоит жить большую часть времени…
Инициация скелета
Иногда ритуал посвящения заключается в том, что ученик созерцает себя как скелета, и этот процесс начинается с того, что он постепенно снимает с себя кожу, мышцы, сдирает внутренние органы, пока не доберется до костей. Такая медитация требует сосредоточения и внимательности, и обычно сопровождается строгими аскезами. Во время медитации ученик называет на шаманском языке каждую косточку своего тела и каждый орган. Полная погруженность в строение своего тела позволяет полностью познать свой внутренний мир, и, познав его, обрести абсолютную свободу. Человек освобождается от власти плотского сознания и приобщается к вечности. Разбирая тело на составные части, он выходит за его пределы в духовную реальность. Это и есть инициация. Кость в данном случае является символом основы жизни, ее нетленного источника, которая не меняется, даже когда вокруг рушатся и создаются миры. Это сама Вечность. Когда шаман представляет себя скелетом, он как бы обращается к первоисточнику жизни, к материнской утробе, в которой началось его существование. Он рождается заново, воскресает из пепла, как птица Феникс. Он побеждает смерть. Подобные психотехнические приемы имеются в буддизме, даосизме и христианстве, их цель – познание тщетности и иллюзорности земного бытия и осознание неизбежности смерти. Шаманские практики учат не бояться неизбежного, а духовно расти, побеждая смерть, тлен и небытие.