Животные, в представлении шаманов, тоже обладают несколькими душами, но только двумя, в то время, как человек обладает тремя душами. У животных отсутствует душа сулд.
У множества народов, которые живут в разных уголках земли, существовали особые правила охоты и связаные с ней обряды умиротворения душ убитых животных, дабы они не мстили людям.
Животные также очень часто становились тотемами, или символическими предками племён и родов. Духи животных являются также советчиками и учителями для шаманов.
Долгое время шаманы считали, что сила – это силы животных, растений, солнца, основных энергий мироздания. Свою собственную силу они использовали для того, чтобы исцелять других людей, достигать мастерства и умения в повседневных занятиях, обеспечить себе и своим ближним радостную и счастливую жизнь в гармонии с Природой и Космосом.
Связь между миром людей и миром животных для шамана очень важна, так как с помощью этой связи шаман подключается к могущественным силам млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и других живых существ. Для этого шаману и необходим особый хранитель, который помогает совершать шаманскую работу известными ему (хранителю) способами.
Таким друхом-хранителем часто бывает животное–сила – духовное существо, которое не только защищает шамана и служит ему, но и становится для него вторым «я».
Согласно якутской традиции, как только шаман в первый раз вступает в контакт с духом его шаманской линии, тот знакомит его с животным-силой, которое станет советчиком для шамана. Это животное носит название «животное-двойник» или «животное-мать». Со времени первой встречи шаман не только учиться у своего зверя, но и принимает его форму во время путешевствий души.
По мере роста мощи шамана список его «животных-двойников» увеличивается. В его одежде обычно можно найти целые шкуры или куски меха животных этих видов. Они считаются домами для духов – онгон, которыми фактически и являются животные-силы.
Способность духов-хранителей шаманов являться в человеческом виде и говорить с людьми считается доказательством их могущества. В то же время они иногда могут являться и в виде необычных животных, например, летающих змей или млекопитающих, что также является доказательством могущества духов-хранителей. Принятие человеческого облика является магическим действом. Являясь хранителем шамана, животное наделяет его такой же силой перевоплощения, особено из человека в животное и обратно. Виды духов-хранителей шаманов
Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла». Оно тщательно скрывается от всех. В древности люди в этих местах верили, что только один раз в году, когда последних снег почернеет, шаманские ие-кыла появляются на земле- тогда души шаманов, воплощённые в них, рыщут везде- их видит только глаз колдуна, обыкновенные же люди их не замечают.
Сильные и смелые из них пролетают с шумом и рёвом, слабые – тихонько и крадучись- особой драчливостью и задором отличаются шаманки, и действительно, если среди них встретиться настоящая колдунья, то никому не уступит- неопытные или задорные шаманы часто вступают в драку, что приводит к болезни или даже смерти того, чей ие-кыла был побит.
Иногда сходяться на бой первоклассные силачи-шаманы и, сцепившись, лежат в продолжение нескольких месяцев, даже лет, не будучи в состояни одолеть друг друга- тогда люди, собственники этих ие-кыла, сильно болеют, пока один из них не умрёт и не освободит другово. Самые слабые и трусливые бывают собачьи шаманы, самые сильные и могущественные те, чьи ие-кыла – громадный бык, жеребец, орёл, лось (сохатый), чёрный медведь.
Самые несчастные – шаманы – это те, которые могут перевоплощаться в волка, медведя или собаку- эти звери ненасытны, им всё мало, сколько бы не добывал для них шаман-человек- особенно собака не даёт покоя своему двуногому двойнику: она грызёт зубами его сердце, рвёт его тело. Тогда шаман сильно хворает и мучается.
Ворон тоже плохой ие-кыла- орёл и бык называются «чертовскими бойцами и воителями», их титул самый лестный для шамана. Если появляется новый шаман, то другие шаманы сейчас же узнают об этом по появлению нового, не замеченного ими до сих пор ие-кыла. получение ие-кыла – духа-покровителя, а вместе с тем и присущих ему качеств вовсе не зависит от воли шамана: оно или случайно, или предначертано свыше.