Здесь в кавычки взяты куплеты песни Аморгена Глуингела, одной из древнейших в ирландской традиции (сага «Книга захватов Ирландии»). Перечисление семи или двенадцатикратных метафор было характерным для друидической поэзии. Сравните обороты «пята мудреца, стечение знания, где обнажается искусство, пуповина юноши, шлем поэзии» из саги «Immacalam in Da Thuarad» (Разговор двух мудрецов). 1. А ailm – серебристая ель. «Знание тайны дольмена. Поворот бытия, смерть-рождение, чрево каждого рождения». Самое мистическое дерево, от которого произошли все остальные буквы. Ель – символ храбрости, безрассудства, долголетия и надменности. Троянский конь был сделан из ели. Греки использовали еловые ветви для прорицания. Считалось, что еловый запах избавляет от чувства вины. Кельты верили, что в этот день рождается божественное дитя, знаменующее дух плодородия. Германцы отождествляли ель с огнем. По форме этого дерева была сделана первая пагода в Непале. (Иногда А ailim – вяз, жилище лесного народа feiri). 23.12 2. B beith – береза. «Олень в кроне о семи зубцах». Человеческое племя, изобретшее первый алфавит, произошло от береззы и ясеня. Береза – символ северных стран, тотем России, свет и чистота всякого начала. В Шотландии с березой ассоциировался покойник. Колыбели делали только из березы. 24.12.-21.01. 3. L luis – рябина. «Широкое наводнение на равнине». Рябина оберегала от колдовства, порчи, сглаза, злой воли, поэтому на ее древесине вырезали защитные знаки. Зернышки рябиновых ягод расположены точно крохотная пентаграмма, мощное охранительное знамение. 22.01.-18.02. 4. N nuin — ясень, пригодный для копий. «Ветер над глубокой водой». Символ возрождения и обновления. Викинги считали ясень Мировым Древом Иггдрасиль, обителью богов, по которому проходит космическая ось. Плоды ясеня напоминают связку ключей, открывающих дверь в будущее. 19.02.-18.03. 5. О ohn – шиповник (дрок, ракитник). «Расцвет мира, расцвет молодого на вершине холма. В дольмене солнце . Пламя каждой инициации. 21.03. 6. F fern – ольха, пригодная для щитов. «Светлая слеза солнца». На ольховых сваях, неподверженных гниению, построены Венеция и Ротердам. Подобно тису, ольха – «кровоточащее дерево» и рубить ее считалось грехом из-за боязни навлечь на свой дом пожар. Кельты считали ольху воплощением короля Врана («Ворона»), посетившего загробное царство. Его забальзамированная голова изрекала сильные пророчества. Зарытая в Лондоне, голова Врана хранила город от нашествий. 19.03.-15.04. 7. S saitle/sail – серебристая плакучая ива. «Ястреб на утесе». Податливость и гармония с окружающей средой и обстоятельствами. В ирландской поэме «Песнь лесных деревьев» сказано: «Не жги иву, дерево святое у поэтов». Ива – символ несчастной любви и скорби. Она наделена чарами против луны и ведьм, способна даровать красноречие. Евреи считали это дерево символом невежества. Использовалась в рабдомантии (жезлогадании) для отыскания кладов. 16.04.-13.05. 8. H huath – боярышник – майское дерево. «Цветок справедливости». Дерево плотской любви. Эта буква в огаме считалась ужасной, как напоминание о злой ведьме, разрушительном аспекте Трехликой богини. Сам боярышник слыл заколдованным растением и навлекал беду на тех, кто на него покусился. Чтобы задобрить дерево, к его ветвям привязывали полоски материи. Кельты считали его деревом принудительного целомудрия, ритуального полового воздержания. Боярышник – отец кельтского Олвена (аналога гоголевского Вия) с огромными ресницами, а также эмблема Гименея и Ричарда III Львиное Сердце. 14.05.-10.06. 9. U ui/un – вереск болотный. Пикты умели делать вересковый мед. Вереск воплощал в себе страсть и любовь и считался королевой каждого улья и поворотом года. 24.06. 10. D duir – дуб судьбоносный. «Бог, чья голова увенчана огненной короной». Самое могучее дерево, посвященное громовержцу Дагде или Таранису (аналогу Тора, Перуна и Зевса), хозяину котла изобилия. В этот месяц праздновался Самхайн (день урожая). Спутники Дагды – богини войны и разрушения Мор-ригу, Бодб. На дубе распято оскопленное солнечное божество под личиной омеллы, но ему суждено возродиться (см. Рис. 3). Дуб, увитый золотой ветвью омеллы – архетип друидической религии, послуживший источником т.н. «кельтскому кресту» (круг на кресте). Из дуба сделана палица Дагды и мачта корабля аргонавтов. Под дубом творил свои чары волшебник Мерлин. С этим деревом связано происхождение человеческого рода. 11.06.-8.07. 11. Т taine – падуб остролистный, или остролист. «Копье ведущее в сражение». Олицетворяет равновесие. Его древесина похожа на слоновую кость. Символ смерти и возрождения зимой. Противник Гевейна (из сказаний о короле Артуре), Зеленый рыцарь – ипостась остролиста и самой зимы. 9.07.-5.06. 12. C coil – орешник. «Лосось мудрости в реке». В потустороннем мире Тир Тайрнгире у водопада Сегайс росли девять орешин, в которых был заключен дар поэзии. Падая в воду, орехи вызывали «пузыри мудрости». Раз в 7 лет эти орехи выносило в р. Войн. Сок орехов, которые поедали лососи, окрашивал их брюхо в красный цвет. Считалось, что в легендарном лососе мудрости, одноглазом Гол Эсса Руаду (которому покровительствовал сам Дагда) спрятан огонь. Сравните скандинавскую легенду о том, как Один отдал свой глаз за глоток из источника мудрости. Лосось -эмблема Фина, съевшего эту преисполненную тайн рыбу. Считалось, что в лосося превращен Финтан – последний из ирландских аборигенов. 6.08.-2.09. 14. М muinn – виноградная лоза. «Холм, с которого говорят поэты. Вино, как опьяняющий напиток, отождествлялось с человечьей кровью еще в хеттских текстах. Связано с оргиалистическим культом Диониса, растерзанного вакханками. 3.09.-30.09. 15.G gort – плющ. «Свирепый вепрь». Ядовитый плющ, сторонящийся света – символ бессмертия и привязанности, растение Аполлона (Мак Ока). 1.10.-28.10. 16.Ng ngental – тростник, символ послушания. «Угрожающий шум прибоя». Пустотелый тростник, считалось, скрывал огонь и музыку. В нем Прометей похищает огонь, из него Пан мастерит флейту, вселяющую необъяснимый страх. Ацтекский Тескатлипока видит через тростник скрытое. В поэзии тростник -вместилище человеческой души. Паскаль называл человека «мыслящим тростником». 29.10.-25.11. 17.R ruis – бузина (существует также неясный дрионим greif). «Волна в океане». Дерево великой колдовской силы, пригодное для изготовления дудок. Дерево скандинавской Фрейи. На его прутьях летали ведьмы. Символ сострадания и конца, заложенного в любом начале. 26.11-22.12. 13. Е eadha/edaz – белый тополь, или тополь осинообразный (эта буква идет вслед за C и перед M). Возраст и дух, щит для каждого воина. 23.09. 18. I iodha/ida/iar – тис, самое долговечное дерево Европы. Смерть и вечность. Колесо судьбы, могила каждой смерти и ворота надежды. Дверь в запредельный мир. Символ мрачной Гекаты и скорби. Ирландцы считали, что в тисовом древе обитает ядовитый человек Фер Фи. 21-22.12. Буквы из Старшего огама. Q quert – яблоня (иногда осина или рябина), круглый плод которой знаменует вечную жизнь. Молодильные яблоки хранила скандинавская Идунн. Сравните также выражения «яблоко раздора», «запретный плод с дерева познания Добра и Зла». В кельтских сагах Авалон – яблоневый остров в виде стеклянной башни на Севере – олицетворяет потусторонний мир. Туда смертельно раненого Артура отнесла фея Моргана. Иногда Авалон соотносят с о. Мэн, где правит бог-рыбалов, хранитель золотой чаши Грааля Маннанан. Загробное яблоневое поле Ахад-Абла переносилось и на Аранские о-ва. P pethbol – валийское название калины (валлийский вариант буквы Q), самый таинственный знак огама. St/z staif/draighean – терн, зимнее дерево, карающий бич, распря. Жезл из терна атрибут колдунов. Колючками терна протыкали восковые куклы «волоты», двойники, обреченного на смерть человека. Терновым шипом усыплена скандинавская валькирия Сигрдрива. Колючий венок из терна -корона страдающего Христа. Сравните афоризм «Через тернии к звездам». Буквы форфеды. Ea eabhaz – осина, трепещущая от избытка жизни, говорящее дерево, олицетворяющее мудрость. Венок из осиновых листьев одевал Геракл, спускаясь в Аид. На осине повесился Иуда Предатель. Осиновым колом убивали упыря. Проклятое дерево. Крест казни Иисуса был сделан из осины. Оi oir – бересклет. Ui uinlean – жимолость, связанная с любовной магией. Зелье из жимолости вызвало страстную и роковую любовь Тристана к Изольде. Io ifin – крыжовник. Аe amancholl – колдовской орешник, знак Пина, покровителя божественной сосны.