Сообщения : 1661 Баллы : 4943820 Репутация : 100 Дата регистрации : 2020-11-26 Возраст : 39 Откуда : Санкт-Петербург
Тема: Руны, группы рунической магии Пт Ноя 27, 2020 10:37 am
Руны, группы рунической магии
Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд - а Старший Футарк тем более - это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями- это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное расположение знаков имеют особое магическое значение. Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов - и, соответственно, концепций и магических принципов, - во многом утеряно. Однако, некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.
Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка - это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем - по пять. Однако, сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру. Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них - это не раз уже упомянутые “Речи Сигрдривы”.
“Речи Сигрдривы” резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды - прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и “стиля советов”. Последний стиль нередок для скандинавской традиции- произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами “советы” произносятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:
Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой- в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны. (Речи Сигрдривы, 5)
Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга кольчуг - это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг - битва, клен битвы - воин). Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся - ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: “целящие руны”, “руны прибоя”...
Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение - все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе - так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны! Слишком поразительно для случайного совпадения - в первом “совете” в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке- во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке! Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами. Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название “групп Сигрдривы”2. Вот эти группы:
1. Руны Победы 2. Руны Пива 3. Руны Волшбы 4. Повивальные Руны 5. Руны Прибоя 6. Целебные Руны 7. Руны Речи 8. Руны Мысли
При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о “группах Сигрдривы”, но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это представление как источник дополнительной информации... Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь “Речи Высокого”, самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина- один из них и интересует нас сейчас.
Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя - “Перечисление заклятий Одином”. Начинается он так: Заклинанья я знаю - не знает никто их, даже конунгов жены... (Речи Высокого, 146)
Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что “Перечисление заклятий Одином” - это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда, описанного в 9-й Теме этого курса. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в “Перечне”, мало сопоставимы с известными руническими рядами. На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем “тематика” многих заклятий оказывается аналогичной “тематике” групп Сигрдривы. Поэтому мы считаем необходимым использовать заклятья “Перечня” при рассмотрении данной темы.
Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название “групп Сигрдривы”. Вот эти группы: 1. Руны Победы 2. Руны Пива 3. Руны Волшбы 4. Повивальные Руны 5. Руны Прибоя 6. Целебные Руны 7. Руны Речи 8. Руны Мысли
Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь “Речи Высокого”, самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина- один из них и интересует нас сейчас. Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя - “Перечисление заклятий Одином”.
Начинается он так: Заклинанья я знаю - Не знает никто их, Даже конунгов жены... (Речи Высокого, 146)
Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Восемь групп рунической магии.
Sig-Runor Руны Победы
Этим рунам посвящена следующая строфа “Речей Сигрдривы”:
Руны победы, Коль ты к ней стремишься, Вырежи их на меча рукояти И дважды пометь имен Именем Тюра!
Головная руна в этой группе – Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инструменты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклинание Одина: Одиннадцатым Друзей оберечь В битве берусь я, В щит я пою, - Побеждают они, В боях невредимы, Из битв невредимы Прибудут с победой.
Цl-Runor Руны Пива
“Речи Сигрдривы”: Руны пива Познай, чтоб обман Тебе не был страшен! Нанеси их на рог, На руке начертай,- Руну Науд - на ногте.
Основное назначение Рун Пива - магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана.
Головная руна – Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков.
В “Речах Сигрдривы” нет фрагмента, жестко привязанного к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной “группе Сигрдривы”. Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы: Рог освяти, Опасайся коварства, Лук брось во влагу, Тогда знаю твердо, Что зельем волшебным Тебя не напоят.
Головная руна – Турс/Врата. В ряде источников эта руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирам и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее. С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина: Пятнадцатое Тьодрерир пел Пред дверью Деллинга- Напел силу асам, И почести - альвам, А Одину - дух.
Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песни “Поездка Скирнира”, где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:
Безумье и муки, Руны я режу - Бред и тревога, “турс” и еще три: Отчаянье, боль похоть, безумье Пусть возрастают! и беспокойство- Сядь предо мной - но истреблю их, Нашлю на тебя так же как резал, Черную похоть когда захочу. И горе сугубое! (Поездка Скирнира, 29, 36)
Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. Swart-Runor), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина: Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет.
Повивальные Руны “Речи Сигрдривы”: Повивальные руны Познай, если хочешь Быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, Запястья сжимай, К дисам взывая.
Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного- кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.
С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина: Тринадцатым я водою младенца могу освятить, - не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
Brun-Runor Руны Прибоя
“Речи Сигрдривы”: Руны прибоя
Познай, чтоб спасать Корабли плывущие! Руны те начертай На носу, на руле И выжги на веслах,- Пусть грозен прибой И черны валы,- Невредимым причалишь.
Головная руна – Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина: Знаю девятое, - Если ладья Борется с бурей, Вихрям улечься И волнам утихнуть Пошлю повеленье.
“Речи Сигрдривы”: Повивальные руны
Познай, если хочешь Быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, Запястья сжимай, К дисам взывая.
Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного- кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.
С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина: Тринадцатым я водою младенца могу освятить, - не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
Руны Прибоя
“Речи Сигрдривы”: Руны прибоя Познай, чтоб спасать Корабли плывущие! Руны те начертай На носу, на руле И выжги на веслах,- Пусть грозен прибой И черны валы,- Невредимым причалишь.
Головная руна – Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина: Знаю девятое, - Если ладья Борется с бурей, Вихрям улечься И волнам утихнуть Пошлю повеленье. “Речи Сигрдривы”: Повивальные руны Познай, если хочешь Быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, Запястья сжимай, К дисам взывая.
Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного- кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.
С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина: Тринадцатым я водою младенца могу освятить, - не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
Руны Прибоя
“Речи Сигрдривы”: Руны прибоя Познай, чтоб спасать Корабли плывущие! Руны те начертай На носу, на руле И выжги на веслах,- Пусть грозен прибой И черны валы,- Невредимым причалишь.
Головная руна – Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина: Знаю девятое, - Если ладья Борется с бурей, Вихрям улечься И волнам утихнуть Пошлю повеленье.
Целящие Руны
“Речи Сигрдривы”: Целебные руны Для врачеванья Ты должен познать- На стволе, что ветви Клонит к востоку, Вырежи их. Головная руна – Кано, руна Огня.
С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству.
Заклинание Одина: Знаю второе, - Оно врачеванью Пользу приносит.
Руны Речи
“Речи Сигрдривы”: Познай руны речи, Если не хочешь, Чтоб мстили тебе! Их слагают, Их составляют, Их сплетают На тинге таком, Где люди должны Творить правосудье.
Руны Речи - мало понятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.
Руны Мысли
“Речи Сигрдривы”: Познай руны мысли, Если мудрейшим Хочешь ты стать! Хрофт разгадал их, Он их измыслил Из влаги такой, Что некогда вытекла Из мозга Хейддраупнира И рога Ходдрофнира.
Название этой группы - Хуг-руны - связано с именем одного из священных воронов Одина - Huginn, что и означает “мысль”. Это руны силы ума. Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция - приносить ментальную силу и способствовать умственной конценстрации, однако, мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее. С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое заклинание Одина: Четырнадцатым Число я открою Асов и альвов, Прозванье богов Поведаю людям, - То может лишь мудрый. * * * Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и, тем более, не исчерпывают всей полноты рунической магии. Восемнадцатое Ни девам ни женам Сказать не смогу я, - Один сбережет Сокровеннее тайну, - Тут песнь пресеклась - Откроюсь, быть может, Только жене Иль сестре расскажу... (Речи Высокого, 163)