Laukaz Ива корзиночная (Salix viminalis) Пенник, 1996; Кайа, 1998; Flight of the Condor; Midnite Gale Лук (Allium spp.) Этимология Ива белая [ветла] (Salix alba) Медоуз, 2000; Шапошников Лук порей (Allium porrum) Пенник, 1996 Петрушка (Petroselinum hortense) Midnite Gale
Ingwaz Яблоня (Malus pumila, M. spp.) Пенник, 1996; Кайа, 1998; Медоуз, 2000; Flight of the Condor; Шапошников Черноголовка обыкновенная (Brunella vulgaris) Пенник, 1996 Вишня (Cerasus sp.) Midnite Gale Боярышник (Crataegus sp.) Midnite Gale Роза (Rosa sp.) Midnite Gale
Dagaz Дуб черешчатый (Quercus robur) Пенник, 1996; Кайа, 1998; Платов, 2002; Midnite Gale Шалфей вербеновый (Salvia verbenaca) [S. horminoides] Пенник, 1996 Ель европейская (Picea abies) Пенник, 1996 Шалфей мускатный (Salvia sclarea) Midnite Gale Сосна лесная (Pinus sylvestris) Кайа, 1998 Жимолость вьющаяся (Lonicera periclymenum) Медоуз, 2000; Flight of the Condor; Шапошников3 Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia) Flight of the Condor Омела белая (Viscum album) Midnite Gale Чистотел большой (Chelidonium majus ) Midnite Gale
Othalan Боярышник колючий (Crataegus oxyacwtha) или боярышник однопестичный (Crataegus monogyna) Пенник, 1996; Кайа, 1998; Flight of the Condor Клевер луговой (Trifolium pratense) Пенник, 1996 Дрок колючий европейский [утесник] (Ulex europaeus) Медоуз, 2000; Flight of the Condor; Шапошников Дуб черешчатый (Quercus robur) Midnite Gale Буквица лекарственная (Betonica officinalis) Midnite Gale Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia) Midnite Gale Укроп (Anethum graveolens) Midnite Gale Примечания: 1 Под названием “змеиный корень” известен целый ряд совершенно разных растений, в том числе горец змеиный (Polygonum bistorta), клопогон кистевой (Cimicifuga racemosa), триллиум поникший (Trillium cernuum), некоторые ваточники (род Аsclepias) и др. 2 Несмотря на то, что автор приводит даже латинское название, отыскать этот вид рябины в литературе мне не удалось. Существует встречающийся в Западной Европе вид, называемый рябина глоговина, или беpекa (Sorbus torminalis). Однако, имеет ли в виду автор именно его остается неизвестным. 3 В русском издании книги Медоуза название этого растения почему-то переведено как “медуница”. Наличие в книге латинского названия позволяет исправить эту ошибку. На сайте О. Шапошникова также написано “медуница”, но уже без латыни. Поскольку соответствия, приведенные Шапошниковым, полностью совпадают с таковыми у Медоуза, предполагаю, что имеется в виду жимолость вьющаяся, а не какая бы то ни было медуница, например,медуница лекарственная (Pulmonaria officinalis).
Испокон веков дерево встречается у разных народов, в разных культурах как символ мудрости, энергии. В Северной традиции - это Иггдрасиль - Ясень, у друидов и славян - Дуб (само слово "друиды" так и переводится - "дети дуба"). Испокон веков большинство праздников отмечались в рощах, на опушках леса. Поэтому для лучшего понимания следует чаще приходить в лес, укромные уголки парков и, обнимая дерево, почувствовать его энергетику. Какие-то будут использоваться как доноры, а какие-то - как реципиенты. Только таким образом можно понять, какое растение вам ближе. И, т.к. руны вырезаются не только на камнях, но и из деревянных плашек, то следует учитывать соответствие рун и растений. К. Медоуз в своей книге "Магия рун" пишет следующее: "Устанавливая связь с деревом, мы воспринимаем его жизненную сущность и создаем возможность для «диалога» с ним. Общение с деревом того или иного вида и использование ассоциируемой с ним рунной силы расширяет границы нашего восприятия и дает бесценный опыт духовной экологии. Деревья помогают достичь более полного осознания истинной природы рун, поскольку свойства каждого конкретного дерева соответствуют свойствам рунного потенциала, с которым они гармонически связаны. Эта связь служит напоминанием о том, что разнообразие форм жизни помогает нам в поисках своего истинного «я»". Ниже привожу выдержки из ее же книги. Деревья и руны, связанные с ними. ФЕХУ - Бузина: На Британских островах и в Северной Европе бузина (Sambucus nigra) ассоциировалась с волшебным народом Фэери. Существовало предание, что если заснуть под бузиной в Иванов день, то можно увидеть самого короля фей. Поэтому рунические шаманы связывали бузину со спиральным развитием жизненной силы в точке смешения двух взаимно дополняющих начал, вроде сумерек в дневном цикле или праздника Хэллоуин в годовом цикле. Иными словами, бузина символизировала окончание одной последовательности и начало другой. Бузина учит нас необходимости обновления. Мы должны рассматривать завершение одного цикла как кульминацию, дающую возможность для начала следующего. УРУЗ - Серебристая береза: (Betula pendula) — изящное и стройное дерево, в устной традиции оно называлось «шаманским столпом», открывавшим доступ к внутренним мирам. Она ценилась за свои защитные свойства и служила символом возрождения и нового начала. Серебристо-белая кора символизирует ясность и чистоту, указывая на то, что ясность мотива и чистота намерений жизненно необходимы в любом шаманическом предприятии. Серебристая береза характеризует новые начинания и прилив энергии, связанный со свежестью и обновлением. Она указывает на потребность освободиться от вещей, выполнивших свое предназначение и теперь лишь мешающих дальнейшему развитию, помогает закрепить образ желаемого и резко сфокусировать намерение, помогает отказаться от вещей, сдерживающих ваше развитие, учит тому, что завершение любого дела является лишь частью общего цикла активности, и придает силы для новых начинаний. ТУРИСАЗ - Терн, Терновник: плотный и колючий терновник (Primus spi-nosa) также известен как терн: его черные ягоды, созревающие после первых зимних морозов, используются для изготовления тернового джина — крепкой согревающей настойки. В старину его древесина часто использовалась для изготовления посохов и дубинок для защиты от нападения, поэтому терновник придает мужества для борьбы с неожиданными, а иногда и неизбежными происшествиями. Он защищает от враждебных влияний и укрепляет качество терпеливости в трудные периоды ожидания новых дел и возможностей. АНСУЗ - Ясень: ясень (Fraxinus excelsior) служил олицетворением Космического Древа, чьи корни проникали в нижние миры, а крона достигала небес, связывая между собой все царства бытия. Поэтому шаманы использовали ясень как ключ к пониманию целостной природы Вселенной, взаимосвязи физического и духовного, и выражения скрытого в явленной форме. Ясень как связующее звено между внутренним и внешним мирами учит нас правильному отношению к Земле и «укоренению» в почве повседневной реальности, помогает успокоить разум и обострить восприятие, чтобы мысленные вибрации развивались в гармонии с нашей духовной сущностью. РАЙДО - Дуб: Могучий дуб (Quercus robur) в былые времена считался царем лесов. Он ассоциировался с физической силой, надежностью и основательностью, играл важную роль в путешествиях и перемещениях из одного места в другое. Дуб часто использовался для обозначения границ и иногда появлялся в шаманических путешествиях как дерево, указывавшее на границу другого уровня бытия. Рунические шаманы полагали, что дуб придает силы для борьбы с ограничениями «здравого смысла», удушающими наши надежды и устремления. Он учит нас неторопливому, уверенному продвижению вперед и важности сравнительно «мелких» вещей, ибо сам могучий дуб вырастает из крошечного желудя. Таким образом, дуб помогает осознать, что сила свершения присуща нам изначально, поскольку в нас заключены величайшие ресурсы и потенциал для связи с Бесконечностью. КЕНАЗ - Сосна: сосна (Pinus sylvestris) — вечнозеленое хвойное дерево с раскидистой кроной и длинными иглами, испускающими сладковатый, освежающий аромат. Рунические шаманы ассоциировали сосну с упорным стремлением к определенной цели. Умение распознавать скрытое за внешним обликом и видеть энергетические потоки придает нам чувство направления и приближает к достижению задуманного. Сосна помогает нам ценить знания, но вместе с тем учиться смотреть глубже и достигать понимания, более важного, чем любые знания. ГЕБО - Вяз: вяз (Ulmus procera) — стройное, красивое дерево, чья густая крона дает тень для отдыха в жаркий солнечный день. Вяз иногда назывался «деревом доверия и сопереживания». Доверие в данном контексте — это умение полагаться на неисчерпаемый источник внутри нас и ожидание того, что потраченная энергия будет возвращена в полной мере путем естественного процесса отдачи и получения. Сопереживание — это поддерживающая энергия, укрепляющая выдержку и ведущая к состраданию. Рунические шаманы наделяли вяз качеством заботливости. Речь идет не только об участии в жизни других людей, но и о внимании к нашим собственным потребностям. Вяз помогает нам достичь душевного равновесия, укрепляют самооценку и потребность поддерживать внутренний свет. ВУНЬО - Ель: ель (Abies grandis) — стройное хвойное дерево с пирамидальной кроной. Она растет в основном на возвышенностях, и поэтому шаманически ассоциируется с чистым воздухом. Ель издревле была рождественским деревом; в канун языческого праздника вокруг нее устраивались пляски с призывами к древесным духам поделиться своими дарами. Ель символизирует радость, пробуждает провидческие способности, обостряет интуицию и расширяет перспективу. С ее помощью человек может предвидеть возможный итог тех или иных событий. Энергия ели помогает нам доверять своим чувствам, видеть в них средство понимания нашей духовной сущности. Присутствие руны и ношение руны помогают высвободить заблокированные эмоции, стать более раскованным и обрести гармонию с природой. ХАГАЛАЗ - Рябина: рябина (Sorbus aucuparia) рассматривалась руническими шаманами как женский эквивалент ясеня и, следовательно, также считалась Древом Жизни. Рябина обладает могущественной аурой, поэтому ее часто высаживали перед крыльцом дома для защиты от враждебных воздействий. В Скандинавии рябину иногда называли «Леди Высоких Мест», а в древней Британии — «деревом друидов», хранителем мудрости и откровения, полученного от высшего «я». На красных ягодах рябины напротив черешка расположена ямочка в форме пятилучевой звезды, которая считалась символом защиты. Рябина учит нас необходимости защищаться от неблагоприятных влияний и быть разборчивыми. Рунические шаманы ассоциировали рябину с мостом к творческому самовыражению, порождающему красоту,— поскольку она обладает способностью «выносить на поверхность» все прекрасное, что содержится в мыслях, словах и поступках. НАУТИЗ - Бук: бук (Fagus sylvatica) ассоциируется с пищей, поскольку в старину его листва использовалась в качестве фуража для свиней и других животных. Вместе с тем бук олицетворял знание, поскольку из его тонкой, гладкой коры получался превосходный материал для письма. Таким образом, бук служил символом знания, которое не только кормит разум, но и питает Душу. Рунические шаманы считали бук стражем древней мудрости, открывавшим доступ к сокровенным тайнам лишь для человека с испытующим духом и Любовью в сердце. Бук позволяет человеку учиться на своем опыте и избегать повторения ошибок прошлого. ИСА - Ольха: древесина ольхи (Alnus glutinosa) содержит много растительных масел и обладает водостойкими качествами. Она использовалась для строительства мостов и ворот, а также для изготовления башмаков, свистков и флейт. Ольха символизирует способность спокойно и с достоинством переживать трудные времена. Подобно руне Иса, ольха дает силу выстоять перед напором эмоций. Ольха ассоциируется с преображением и трансформацией; она учит нас тому, что в самой сложной ситуации есть возможность превратить свои нынешние недостатки в преимущества.
ЙЕРА - Лещина: тонкие ветви лещины, или лесного ореха, использовались шаманами для плетения корзин, а из более толстых ветвей вырезались жезлы, служившие символами власти. Лещина (Corylus avellana) наделяет способностью настраиваться на природные циклы и воспринимать их тонкое воздействие. Орехи лещины символизируют мудрость и вдохновение, полученные через понимание естественных ритмов жизни. Лещина пробуждает потребность в заботе о тех вещах, за которые мы несем ответственность, учит нас важности медитации для развития и направления творческой энергии. Ее сила заключается в уравновешенности и удовлетворении потребностей других существ наравне с собственными. ЭЙВАЗ - Тис: тис (Taxus baccata) ассоциируется с долголетием, с древней мудростью, наследием и реинкарнацией. Деревья тиса часто можно видеть на кладбище: они напоминают о том, что к смерти нужно относиться скорее как к советчице, чем как к врагу, что каждое изменение есть «маленькая смерть» и что каждая смерть знаменует собой переход к новому началу. Тис обеспечивает связь с прошлым и с теми вещами, которые по какой-либо причине были забыты или утрачены. Таким образом, заключенные в них уроки могут послужить для нашего дальнейшего развития. Тис ассоциируется с руной Эйваз, которая, подобно стволу или позвоночнику, является центральной структурой, соединяющей ветви и корни, ноги и голову, землю и небо, смерть и возрождение. ПЕРТО - Осина: осина (Copulus Tremula) была известна как «трепещущее дерево», ее листья мелко подрагивают на ветру, словно общаясь друг с другом. Осина побуждает нас к безмолвному общению, передаче мыслей и чувств нежными, мягкими прикосновениями. Она является выражением коллективной энергии, одновременно укрепляющей и защищающей. Из осины делали щиты; ее древесина не только обладает способностью противостоять натиску, но и укрепляет решимость перед лицом трудностей. Осина — великий утешитель: она помогает вам делать то, что вы считаете правильным в глубине своего сердца. АЛЬГИЗ - Камыш: камыши, чья высота достигала человеческого роста, когда-то покрывали огромные пространства древних болот. Они ассоциировались со скрытностью и глубиной. Поэтому камыш также наделялся свойствами гибкости и выносливости, способности противостоять жизненным бурям. Камыш учит нас, как важно иметь чувство направления наравне с гибкостью и способностью приспосабливаться к обстоятельствам, чтобы не «сломаться» под их тяжестью. Камыш ассоциируется с АЛЬГИЗ, руной внутренней силы, прочного укоренения в почве повседневной реальности и способности изменяться под воздействием обстоятельств. СОУЛУ - Бересклет: бересклет (Euonymus europaeus) — маленькое, изящное деревце с гладкой серой корой и крошечными белыми цветами. Осенью его листья краснеют и созревают коричневатые плоды, привлекающие птиц, которые затем разносят семена. Бересклет связан не столько с громом и молнией, сколько со вспышкой озарения и внезапным приливом энергии, проявляющим наши лучшие качества. Он ассоциируется с СОУЛУ, руной просветления. Бересклет символизирует радость упорного творческого труда и заслуженную гордость, порождаемую не чувством долга или обязанности, а бескорыстным служением. ТЕЙВАЗ - Остролист: остролист (Ilex aquifolium) — вечнозеленое дерево, чьи листья летом мягкие, а зимой, когда дерево плодоносит, становятся жесткими и покрываются шипами для защиты от жвачных животных. В старину древесина остролиста использовалась для изготовления древков копий. Остролист ассоциируется с жизненной силой, мужеством и окончательной победой над силами зла, укрепляет мужскую потенцию и жизнетворную способность. Его качества — энергичность и агрессивность, решительное действие и взвешенное суждение. Он наделяет способностью жить настоящим: видеть вещи такими, какие они есть, и учиться у природы. БЕРКАНА - Граб: граб (Carpinus betulus) славился своими плодородными качествами и «внутренней силой». Граб обладает жизнетворными качествами. Он позволяет нам осознать собственную уникальность, найти свой путь в жизни и следовать по нему до конца. ЭВАЗ - Плющ: плющ (Hedera helix) — вьющееся растение, чьи побеги развиваются с удивительной быстротой и упорно стремятся к свету. Оно обладает как позитивными, так и негативными свойствами. В шаманической традиции плющ наделяется атрибутами женского рода и рассматривается в паре с остролистом, наделяемым атрибутами мужского рода. Плющ символизирует духовное искание и странствие сознания во время шаманических путешествий, когда ему приходится проталкиваться в «трещины» между различными уровнями бытия для восприятия иных реальностей. Энергия плюща — это энергия странника, который делится своим достоянием на пути и в каждом месте приобретает что-то новое для себя. МАННАЗ - Виноград: виноград (Vitis) — вечнозеленая лиана, чьи плоды традиционно использовались для виноделия. Вино оказывает благотворное расслабляющее воздействие, помогает избавиться от дневных стрессов, «переварить» усвоенное, а также дает приятное ощущение благополучия. Эти физические характеристики могут быть представлены в духовном контексте как растворение внутренних запретных барьеров, стимуляция вдохновения и удовлетворение достигнутым. Виноград учит нас необходимости избавляться от вещей, мешающих нашему продвижению вперед, и черпать творческие силы из внутреннего источника, является выражением целенаправленной энергии, движущейся по спирали, символизирует потребность в повседневной практике и настойчивых усилиях для роста и развития. ЛАГУЗ - Ива: изящная и печальная ива (Salix alba) растет на берегах рек и озер или в низменной местности. В старину она ассоциировалась с лунными циклами и женскими ритмами. Ива символизирует качества восприимчивости и самоотдачи. Она указывает на необходимость поддерживать надлежащее равновесие в окружающем мире, способствует развитию интуиции. ИНГУЗ - Яблоня: яблоня (Malus pumila) фигурирует в мифах и легендах многих народов. Она ассоциируется со знанием, красотой и сексуальностью. Духовная сексуальность связана с изначальным разделением жизненных энергий и с их стремлением к слиянию ради порождения новой индивидуальности. Шаманы ассоциировали яблоню с понятиями правильного выбора из нескольких возможностей. Поскольку яблоня — распространенная садовая культура, она считается особенно полезной в тех областях человеческой деятельности, где навыки и таланты нужно тщательно взращивать и развивать постоянной заботой и практикой. ДАГАЗ - Медуница: медуница (Lonicera periclymenum) с ее тесно переплетающимися стеблями ассоциировалась с чувственностью, эротизмом и постепенным высвобождением сдерживаемой энергии. Она также служила символом лабиринта и поисков секретов Души. Медуница помогает отыскать путь к нашему духовному источнику и получить высшее наслаждение от восприятия новых горизонтов бытия. Медуница предохраняет от рассеянности и невнимательности, помогает вкладывать истинную страсть в ваши интересы и увлечения и определять настоящую цену вещей. В ней наиболее полно выражается универсальный принцип: если вы чувствуете, что ваше поведение правильно, то так но и есть, при условии, что вы никому не причиняете вреда. ОТАЛ - Дрок: кусты дрока (Ulex europaeus) традиционно обжигались осенью, чтобы избавиться от сухих старых игл и ускорить весенний рост. Этот кустарник ассоциируется с очищением и обновлением. Его красивые желтые цветы распускаются в течение всего года и привлекают первых пчел, чье тяготение к пыльце и нектару в шаманическом понимании указывает на богатое вознаграждение, ожидающее пытливого исследователя. Дрок защищает любое новое начинание, помогает собрать навыки и все остальное, что необходимо для достижения цели. Он символизирует грядущее изобилие, разумно разделенное с другими, ибо накопление богатства не приводит к добру.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…