Древние германские племена англов и саксов принесли руны на Британские острова в середине I тысячелетия н. э. и соединили их с друидической традицией. Суть этого ряда – в добавлении к несколько видоизмененному ряду Старших Рун нескольких новых. В течение нескольких веков англосаксы неоднократно изменяли рунический строй, вводя в него все новые руны. Эти изменения, начало которым было, по всей видимости, положено еще на материке, привели, в конечном итоге, к появлению в IX веке в Нортумбрии (англосаксонское королевство в Британии) тридцатитрехзнакового рунического строя, известного ныне как «поздний англосаксонский» или «нортумбрийский». В отличие от Старшего Футарка, он по первым шести рунам называется «Футорк». К трем аттам Старшего Футарка добавился четвертый, который открывается руной «Ас». Иногда этот четвертый атт называют «аттом богов», посвященным богам скандинавского мира – асам. Руны этого атта ассоциируются с теми или иными деревьями, что говорит о его кельтском происхождении или, во всяком случае, о том, что, столкнувшись с друидами, мастера рун не избежали влияния кельтского учения. Расположение первых 24 знаков этого ряда совпадает с расположением рун Старшего Футарка, хотя названия их несколько изменены с точки зрения фонетики, что связано с влиянием староанглийского языка. Первым приводится имя англосаксонской руны, затем для облегчения понимания – ее германское название.
Нортумбрийские руны. ПЕРВЫЙ АТТ 1 Feoh Feoh [Fehu], заглавная руна первого атта, в данной системе имеет значение «скот», «богатство» и передает звук [Ф]. Скот в буквальном смысле относится к движимому имуществу. Руна скота символически обозначает имущество, которое может быть продано или обменено, то есть та собственность, которой можно торговать. Согласно теории рун, Feoh на мистическом уровне воплощает первоначальный переход от небытия к бытию, которому обязана своим существованием вся сущая материя. В материальном плане Feoh олицетворяет накопление могущества, и обозначает способность управлять. Это способность или сила двоякого рода: физическая (управление стадом при выгоне его, кормлении, продаже и т. д.) и экономическая (как следствие использования стада). Тут символ управления заключает в себе также ответственность, какую налагает на человека владение собственностью. Владение скотом, как и любое проявление благосостояния, требует от человека ответственности: чтобы не понести потерь, хозяйствовать необходимо с умом. В современном контексте, руна Feoh означает «деньги», хотя напрямую она с ними не связана. Речь идет скорее о способности и возможности достигнуть успеха в мирском (не мистическом или магическом) плане и умение сохранить его.
2 Ur Ur– вторая руна первого атта. Ur [Uruz], имеет значение «бык» и фонетически передающая звук [У]. Руна Ur воплощает необузданную, нетронутую силу дикого скота, силы дикой природы, не позволяющие ни приручить себя, ни обуздать. И в этом Ur резко контрастирует со всем, что символизирует Feoh, первая руна атта; сосредоточенному в руках отдельной личности и поддающемуся контролю со стороны общества могуществу собственности(Feoh) противопоставляется безличная неконтролируемая сила (Ur). На мистическом уровне Ur служит воплощением безграничной энергии вселенной, внушающей благоговейный страх неограниченного потенциала, который может являться как творческим, созидательным, так и разрушительным. Невосприимчивость силы Ur к попыткам управлять ею убеждает, что могущество ее не может быть сведено до индивидуального уровня, что она едва ли может пребывать под чьим-либо единичным управлением. Созидательный аспект Ur проявляется в тех ситуациях, когда в ней воплощены устремления не отдельного человека, а общины или, говоря современным языком, мощь коллективной воли. Старые толкования обычно опускают материальный план этой руны, очевидно полагая, что в мирском плане она вообще не представлена или же воплощает непостижимые для человека разрушительные силы природы.
3 Thorn Thorn [thurisaz] – третья руна, имеет значение «шип» и фонетически передает отсутствующий в русском языке звук [th]. Очевидно, руна воплощает стойкость и защитные свойства этого колючего дерева. Шип является защитным приспособлением, которое может действовать как пассивно (как, скажем, шипы, защищавшие борта викингских драккаров), так и активно (шипы на скандинавских щитах, которые использовали для того, чтобы пробивать щит противника). На мифологическом уровне, Thorn воплощает свойства легендарного молота Мьелльнира. Могучий молот (название которого происходит от того же индоевропейского корня, что и русское слово «молния») является атрибутом Тора, защитника Асгарда, который этим молотом «сокрушает черепа» великанов. Графическая форма руны имеет некоторое сходство с молотом. В мистическом плане эта руна понимается как воплощение силы, которая противостоит всему, что угрожает естественному порядку вещей. В иных мистических толкованиях Thorn является символом созидательной энергии мужского начала, неподвластный вмешательству извне производительный принцип. В связи с последним утверждением, англо-скандинавские мистики связывали эту руну с Фрейром, скандинавским богом плодородия.
4 Os Руна Os в англосаксонском (из 29 знаков) и нортумбрийском ряду занимает место чет- вертой руны (стоит на месте руны Ansuz Старшего Футарка, сходна с ней по форме и примыкает к ней по содержанию). Фонетически Os передает звук [О] и по значению близка к As. Os означает «речь, рот», «божество» и является руной, посвященной вдохновению. Мистики на рубеже тысячелетия полагали эту руну «вдохновенной речи» руной заклинателей и магов. В Нортумбрии и Мерсии, где и создавался, в сущности, нортумбрийский Футарк, суще- ствовала иная традиция магии, несколько отличная от традиции скандинавской. Если в скандинавских странах считали, что наибольшей силой обладает заклятие, рунические знаки которого вырезаны на дереве, а еще лучше выбиты на камне, к тому же окрашены кровью создавшего их эриля, то на Британских островах большая действенность приписывалась заклятию устному. На первый взгляд между двумя этими традициями нет особых противоречий, однако, это не так. В первом случае магическая сила приписывалась самим рунам, и делом эриля или скальда было, познав их суть и проникнувшись их волшбой, умело применить знаки и пробуждаемые ими силы. Во втором же основной упор делался на личные силы и способности того, кто творит заклятие. Это определяло и различные подходы к магии: если в скандинавских странах каждый мог пытаться овладеть магией рун, то в Шотландии и Уэльсе существовали особые школы друидов и бардов, такие, как знаменитая школа ордена бардов в Гламоргане, куда друиды тщательно отбирали будущих учеников. Исходя из этого, руну Os можно понимать, как руну магии слова. Руна Os воплощает в себе преображающую, творческую силу слова и, следовательно, саму мудрость. Os символизирует саму идею информации, без которой невозможен ни один жизненно важный процесс. Под информацией здесь понимаются данные в любой форме – от генетических моделей ДНК до узора, который создают смещающиеся тени на асфальте, от ультра- фиолета солнечных лучей или сведений энциклопедии «Британика» до «Турецкого марша» Моцарта. Можно сказать, что руна Os обозначает культуру, тот свод заложенных в подсознание каждого из нас кодов и архетипов нашего времени, который позволяет нам установить идентичность информации, нашедшей свое выражение или содержащейся в песне, поэзии, музыке или саге, и соотнести ее с «прекрасным».
5 Rad Пятой руной является Rad [Raido, Raidu], означает «поездка» и фонетически представляет звук [Р]. В описании этой руны подразумеваются два вида активности: сексуальный акт и езда на лошади. Объединены они здесь с тем, чтобы в зашифрованной форме передать эзотерическое содержание руны: руна Rad символизирует все виды сформированной активности, «направленной на достижение какой-либо цели». Название этой руны также обозначает колесо (ср. нем. Rade) и дорогу, по которой едут верхом. В мистическом плане, руна Rad обозначает колесницу, повозку, на какую следует взойти для того, чтобы приблизиться к цели своего путешествия, то есть, речь идет о том, что для достижения необходимых результатов требуется должным образом использовать те орудия, что имеются в распоряжении человека. Также подразумевая колесо и дорогу, руна указывает на необходимость оказаться в должное время в должном месте. Поэтому руна Rad в мирском плане символизирует попытки человека сознательно влиять на обстоятельства, из которых складывается его благополучие. То есть речь идет о том, что для достижения успеха от того, кто практикует руны и обращается к ним за советом, требуется сознательный и позитивный отклик или взаимодействие со всеми составляющими той житейской ситуации, с которой ему пришлось столкнуться.
6 Cen Шестая руна называется Cen [Kenaz, Кано], означает «факел», и фонетически передает звук [К]. Руна Cen, графически в более позднем своем варианте напоминает по форме «kienspanhalter», подставку, в какие втыкали горящие сосновые лучины. Таким образом, руна символизирует свет и освещение. Если говорить о графике рун, то Cen представляет собой прямой вертикальный ствол с устремленным вниз отростком, что также является символом активного начала. В этом она, по представлениям создателей нортумбрийского рунического ряда, едва ли не прямо противоположна одиннадцатой руне Is. Последняя состоит из прямой вертикальной черты, воплощающей статическое начало. На мистическом уровне, Cen является руной таинства преображения или трансформации, олицетворяя собой мистическое созидание. В лучине смолистое сосновое дерево уничтожается под воздействием огня, однако древесина и обжигающие огненные языки превращаются в свет и тепло. Таким образом, с точки зрения мистики в результате союза и взаимного преображения двух отдельных сущностей возникает третья, не существовавшая ранее. В более поздней практике толкования смысла этой руны появилась концепция, рассматривающая ее, как символ мистического возрождения через смерть на собственном огне. Однако этим мистическое содержание руны Cen не исчерпывается, поскольку система рунических знаний вне зависимости, используются ли руны для гадания, магии или постижения внутреннего смысла явлений, требует рассмотрения всей совокупности явления или процесса. Сгорая, сосновая лучина разгоняет темноту, освещая помещение. На мистическом уровне это понимается как способность руны Cen преобразить тьму в свет, и на всех уровнях символизирует то, что позволяет человеку видеть. Под видением понимается, как способность проницательно судить о происходящем, если речь идет о житейской ситуации, или как способность к волшебным искусствам и приобретению сокрытого знания. Последнее, вероятно, также можно отнести к кельтскому влиянию. Нортумбрийское (возможно, англосаксонское) название Cen родственно кельтскому слову «cen», означавшему «знающий, могущественный». В гэльском языке и некоторых диалектах английского языка «ken» означает «знание».
7 Gyfu Седьмой руной является Gyfu [Gebo], фонетически обозначающая звук [Г], а с точки зрения мантики имеющая значение «подарок, дар». Концепция «дара» связана в скандинавской культуре с разделением удачи; немаловажным в этой связи представляется, что само понятие удачи выражено словом gaefa, весьма близким по звучанию к названию руны – Gyfu. Удача предопределялась каждому человеку судом норн, но проявлялась она в его судьбе тем сильнее, чем активнее действовал сам человек. Удача считалась неотъемлемой частью личности вождя, и в случае победы дружины над противником говорилось, что удача этого воина больше удачи того, кого он одолел. Дружинники тем охотнее стекались к конунгу, чем большей представлялась его удача. Удачу-гефу прослав- ленный воин (как правило, в сагах речь идет о конунгах) мог разделить с кем-либо посредством дарения какого-либо предмета, которым обычно являлось украшение из драгоценного металла или дорогое оружие. Часть гефы конунга в таком случае переходила вместе с даром к принявшему этот дар и, что еще более важно для скандинавской культуры, оставалась в роду принявшего подарок. Таким образом, между принимающим и получающим дар, устанавливается некая достаточно прочная связь. Поэтому, на мирском уровне, Gyfu выражает последствия акта дарения, объединяющего обе стороны. Gyfu воплощает способность связывать едиными узами людей, которые кажутся чужими друг другу. На мистическом уровне руна Gyfu описывает дар в виде какой-либо способности или таланта в служении ближним, сами же эти способность, талант или искусство понимаются как дар богов отдельному человеку. Gyfu также воплощает способность порождать через акт дарения связь человека с божеством или мистическими сущностями. На эзотерическом уровне Gyfu является мистическим знаком, которым помечают те вещи, что будут посвящены богам, а ее руна описывает дар в виде какой-либо способности или таланта в служении ближним. Сами же эти способность, талант или искусство понимаются, как дар богов отдельному человеку. Gyfu также воплощает способность порождать через акт дарения связь человека с божеством или мистическими сущностями.
8 Wynn Восьмой руной считается Wynn [Wunjo], которая фонетически передает звук [W]. Это последняя руна первого атта. Руна Wynn представляет собой радость гармонии. Она обозначает способность сохранять гармонию или оставаться в гармонии с потоком событий, так же как флюгер поворачивается в соответствии с порывами штормового ветра или легкими дуновениями ветерка. Создатели этого Футарка полагали, что на мистическом уровне, руна Wynn означает золотую середину, ту грань равновесия, к которой нужно стремиться, чтобы открыть себе путь к дальнейшему познанию. Достичь этого равновесия означает освободить свой разум и свою удачу от двойной тирании – от мук недостатка и чрезмерного изобилия, познав истинную цену и того и другого. Причем следует отметить, что речь здесь идет не столько о материальном благополучии, сколь о страстях и устремлениях человека. На мирском уровне руна Wynn символизирует исполнение желании и чаяний, достижение благополучия за счет разумных и постоянных усилий человека. В обществе, на рубеже I тысячелетия, отдельной личности добиться этого было достаточно сложно, поскольку не только благосостояние, но и жизнь каждого отдельного человека зависели от рода, клана или дружины. Поэтому, руну Wynn принято считать руной товарищества, общих целей и чаяний.
Marta Пользователь
Сообщения : 1661 Баллы : 4943670 Репутация : 100 Дата регистрации : 2020-11-26 Возраст : 39 Откуда : Санкт-Петербург
Второй Атт.Англосаксонский Футорк. 9 Hagl Второй атт открывается руной Hagl (Hagal) [Hagalaz], которая фонетически обозначает звук [Н]. Название этой руны в германских языках означает «град» (английское «hail», немецкое «Hagel»), и толкование ее значения во многом связано с тем, какую пользу или какой вред могли приносить эти осадки человеку. С точки зрения человека I тысячелетия, град – это вода, волею могущественных сил на короткое время превращенная в лед. Эти острые камешки, падая с неба, способны уничтожить урожай или имущество, однако, после того, как ущерб причинен, они тают, превращаясь во вполне безобидную и даже благодатную влагу. В теории рун, Hagal – одна из наиболее тяжелых, наиболее нагруженных мистическими смыслами, руна. На мистическом уровне, Hagal считается воплощением безупречного кристалла льда, первичного зерна строения мира, а также (вероятно, в связи со способностью града менять свое состояние, превращаясь в воду) зерном первичной трансформации. Руна Hagal невероятно важна с точки зрения мистики Севера, которая полагала, что вся вселенная выстроена в соответствии с некой сакральной геометрией и ледяной кристалл, воплощенный этой руной, образован как раз как отражение этой геометрии. Кроме того, как и руна Is, Hagal является руной Льда, пятой стихии в традиции северной мистики. Далее, по своему положению руна Hagal в нортумбрийском ряду, как и во всех прочих Футарках, связывается с числом 9, самым мистическим числом северной традиции, и потому считается матерью рун, или материнской руной. Как священная руна и руна трансформации, Hagal воплощает связь между Мидгардом (срединным миром, обиталищем человека) и миром небесным, представленным в мифологии Севера жилищем асов Асгардом. Далее мистическая традиция относит руну Hagal под покровительство аса Хеймдалля, охраняющего подступы к Асгарду. Дольний мир Севера связан с горним миром через мост Биврёст. Однако у Hagal (в соответствии с природой града) есть и иная, темная сторона. Изо льда сделан также мост, ведущий в Хельхейм – подземные владения Хель, куда попадают после смерти те, кому не посчастливилось пасть в бою, и Нифельхейм – исполненные тьмы и холода владения темных альвов. Примечание: В традиции, основывающейся на Старшем Футарке, Нифельхейм представляется безжизненным, и упоминания «темных альвов» встречаются достаточно редко. Связь с ними руны Hagal – особенность мистической интерпретации рун нортумбрийского ряда. Толкователи, интерпретируя мирской уровень этой руны, нередко приписывают ей отрицательное влияние, особенно это характерно для гадательных практиков, которые при попадании Hagal в расклад рун усматривают в ней предвестие какой-либо катастрофы или кризиса. Однако, негативные аспекты Hagal проявляются скорее в виде непредвиденного «невезения» или неудачи. Основным содержанием является здесь внезапность и неожиданность обозначаемых руной событий. К тому же этих событий, как скажем, града или любого другого при- родного явления, невозможно ни избежать, ни уклониться от них. Невозможно потому, что события, которые описывает руна Hagal, являются результатом глубинных, проистекающих во внешней по отношению к человеку реальности, и человек не в силах в них вмешаться. Результаты этих процессов будут беспристрастны и неотвратимы, как неподвластный человеческим эмоциям приговор верховного суда. Эта сторона руны Hagal описывает скорее процессы механические и проистекающие согласно определенным правилам, чем процессы творчества любого рода. Мистические концепции последних двух веков также внесли свой вклад в представления об этой руне. С начала XX века традиционно предполагается, что материнская руна представляет те стереотипы и модели бытия, которые, зародившись в далеком прошлом, живы и по сей день и продолжают активно влиять на современный нам мир. В этой трактовке, руна Hagal относится (здесь речь идет, прежде всего, о практиках рун в Шотландии и Англии, где наиболее активно практикуется нортумбрийский Футарк) не к группе рун, связываемых с Хеймдаллем, а к рунам Урд, то есть соотносится с корнем всего сущего, как на материально-физическом, так и на временном уровне. Современные английские мистики понимают под Hagal движущие силы эволюции.
10 Nyd Десятой руной считается Nyd (или Not) с фонетическим значением [N]. Содержание этой руны в древнеанглийской традиции формируется вокруг понятия «потребность», «нужда». Руна Nyd описывает все аспекты этого понятия, в которое может входить и страстное желание, и неукротимая жажда, и вполне обычное ощущение потребности, какое вызывается недостатком или отсутствием чего-либо необходимого. Нортумбрийская традиция полагает, что руна Nyd заключает в себе призыв к осторожности, поскольку человек должен быть хозяином своих желаний и потребностей, а не наоборот. А для того, чтобы овладеть своими страстями, необходимо познание себя. Современные практики предпочитают истолковывать этот призыв следующим образом: не следует бороться с потоком заложенного в каждом человеке отражением источника Урд, однако силы его должны не пропасть втуне, а быть использованы конструктивно.
11 Is На одиннадцатом месте стоит руна Is, фонетическим значением которой является звук i. Слово Is, имеющее соответствие во всех германских языках (ср. англ. «ice» и немецкое «Eis»), на русский язык переводится как «лед», а руна Is описывает лед во всех его видах. Если рассматривать лед, как твердое тело, возникающее из жидкости в результате потери энергии, то Is воплощает в себе принцип статического существования. На мистическом уровне, как символ инерции и распада, Is прямо противоположна руне Keno. Однако, согласно эзотерической традиции Севера, в столкновении двух Стихий рождается новое вещество. В самом понятии льда заложено представление о таянии и новом превращении его в воду. С другой стороны, в виде ледника медленно надвигающиеся льды выступают как сила практически непреодолимая. Как лед айсберга, Is весьма обманчива и ненадежна, поскольку над поверхностью воды выступает лишь малая часть подлинной глыбы. Таким образом, руна Is обозначает остановку, «замораживание» какого-либо процесса или разрыв взаимосвязей между отдельными явлениями или свойствами, как в первом, так и во втором случае причиной тому служит непреодолимое вмешательство внешних сил. Исходя из этого, современные практики нортумбрийского строя нередко связывают руну Is со смертью.
12 Ger Двенадцатая руна называется Ger [Jera] и фонетически обозначает звук j или мягкий [О]. Эзотерическое значение этой руны – «год» или «сезон». На мистическом уровне, Ger связана с процессами, протекающими во времени, нуждающимися в логическом своем завершении, и с временными циклами. Эта руна выступает кульминационной точкой проистекавшего до сих пор процесса, который требует себе соответствующего завершения, которое здесь предстает, как уборка урожая. Пока не будет закончен один временной цикл, не может начаться другой. Ger является точкой перехода между этими временными циклами и одновременно руной завершения, что отражено в ее порядковом положении во всех Футарках: как двенадцатый знак рунического ряда, который символизирует (по два знака на каждый месяц) двенадцать месяцев полного года. В отли- чие от древней традиции, видевшей в этой руне символ циклов времен года, современная традиция толкования рун нортумбрийского ряда полагает, что Ger отражает мистический союз между землей и космосом. На мирском уровне Ger обозначает обильный урожай, который можно получить в ходе рачительного ведения сельского хозяйства. Иными словами, руна Ger указывает на то, что, когда деятельность человека сообразуется с верными принципами, а именно каждое отдельное действие совершается в согласии с естественным порядком вещей, она, вероятнее всего, при- несет желаемые плоды.
13 Eioh Тринадцатая руна известна как Eioh [Eihwaz], и фонетически она может означать звук [Ео] или [Z]. В нортумбрийской рунической системе эта руна обозначает «тис» (см. Старший Футарк, где имя этой руны имеет сходный перевод, но дополнительное значение «защита»). Интерпретация руны Eioh практиками этого Футарка строится целиком и полностью вокруг представлений, связанных с тисовым деревом. С древних времен тис широко почитался по всей Европе, в нем, как в самом долгоживущем из европейских деревьев, видели символ долголетия. На территории Европы тисов сейчас почти не осталось; поэтому нет возможности про- верить старое английское поверие о том, что древние тисы имеют способность к возрождению. Старые стволы, которые, казалось бы, совсем уже умерли и прогнили, иногда способны воскреснуть за счет прорастающих внутри трухлявого ствола дочерних отростков. Почитался тис и за красную, как человеческая плоть, древесину, и как «кровоточащее дерево»: из глубокой зарубки на стволе этого дерева несколько дней, а то и недель, может сочиться красная, как кровь смола. Эти особенности позволяли рассматривать тис, как дерево, связанное с волшбой, а на мистическом уровне, и сам тис, и его руну – как символ смерти и возрождения. Не случайно у многих народов на кладбищах и вокруг могильников высаживали именно тисы. И древние германцы, и англосаксы приписывали этим кладбищенским деревьям двойное назначение – защищать умерших, и служить неким мостом или дверью в мир иной. Переход в этот иной мир совершался в древности и во время шаманских обрядов, которые являлись состав- ной частью сейта. На одной из стадий этих обрядов, сжигали благовонные вещества из коры, листьев или смолы тиса. Сейчас известно, что в них содержится немалая доля эфирных масел, которые и способствовали психоделическому шаманскому путешествию. На мистическом уровне руну Eioh, руну дерева, служащего как бы вратами из одного мира в другой, принято считать руной смерти. Впрочем, та же нортумбрийская традиция счи- тает силу и влияние этой руны, в общем и целом положительными, что связано с долголетием тисовых деревьев и их способностью к воскресению. Мирской уровень руны Eoh также связан с тисом, но уже с другим его аспектом. Из древесины тиса в северных странах делались древки копий и стрел и тяжелые боевые луки. Вплоть до середины IX века в британских государствах сохранялось временное или пожизненное раб- ство, владеть же боевым оружием дозволено было лишь свободным людям. Однако хороший клинок или копье с железным наконечником могли позволить себе только богатые люди или дружинники, находящиеся на службе у короля или одного из его танов. Лук, с другой стороны, оставался оружием общедоступным. Благодаря этому, тису вообще стали приписывать защитные свойства, и постепенно сама руна Eoh на мирском уровне стала считаться руной защиты.
14 Рeorth Четырнадцатой руной является Peorth (Peorth или Pertho) [Per], означает «дичь», фонетически обозначающая звук Р]; по своему содержанию это достаточно противоречивая руна. Описание руны Peorth несколько расходится с общепринятыми толкованиями (см. интерпретации рун в системе Старшего Футарка). Здесь Peorth принимается за обозначение веселой музыки или даже танца, чьи причудливые движения соотносились во времена создания нортумбрийского строя с причудами судьбы. Говоря современным языком, Peorth отражает динамические взаимоотношения между сознанием и свободной волей человека и препятствиями, возникающими из существующих обстоятельств. В любом танце, для того чтобы он воспринимался именно как танец, возможные движения участников определяются некоторыми правилами. Но, кроме этих неизбежных ограничений, движения танцоров не являются зафиксированными раз и навсегда, а представляют собой результат более или менее сознательной сноровки или умения танцующих и их взаимодействия во время танца.
15 Eolh Пятнадцатой руной является Eolh [Algiz], фонетически обозначающая звук [KS]или [Z]. Практически во всех рунических рядах эта руна связывается с понятием «лось, рога лося» и «осока, тростник». Графическое начертание этого знака напоминает лосиные рога, водяное растение, известное, как тростник, или «осока вытянутая», и «охранный знак» в виде двух скрещенных рук. Eolh традиционно считается наиболее сильной руной защиты, особенно благоприятно ее действие в тех случаях, когда она служит преградой тем силам или устремлениям, которые обнаруживает в себе человек, пребывая в конфликте с самим собой. На мистическом уровне, руна Eolh обозначает устремленность человека к высшему, эзотерическому знанию и просветлению духа.
16 Sigel Шестнадцатая руна известна под именем Sigel (Sowilo) [Sowulo] и фонетически обо- значает звук S. Значение этой руны двойственно, оно означает и «солнце» и «победу». Будучи «солнечной руной», Sigel символизирует силы священного небесного светила и воплощает в себе живительные свойства дневного света. Эта руна считалась крайне благоприятной в талисманах и в целях волшбы. Как исключительно сильная волшебная руна, толкования Sigel на мирском уровне достаточно редки и немногочисленны. Обычно упоминается только то, что Sigel обозначает всепобеждающий блеск солнечного света. На мистическом уровне эта руна обозначает прозорливость, ясное видение и внутреннюю готовность к достижению цели. В символических понятиях Sigel олицетворяет сознательную магическую волю, благотворным образом проявляющую себя по всему миру. Кроме того, эта руна воплощает определенное духовное качество, которое дает силу противостоять мощному натиску смерти и разрушения. Считается, что, прославляя победу света над тьмой, руна Sigel способна привлечь могущество солнца для врачевания и продвижения по пути поиска скрытого знания.
Marta Пользователь
Сообщения : 1661 Баллы : 4943670 Репутация : 100 Дата регистрации : 2020-11-26 Возраст : 39 Откуда : Санкт-Петербург
ТРЕТИЙ АТТ 17 Tir Семнадцатая руна, открывающая третий атт, называется Tir и фонетически передает звук [Т]. Имя руны связано с именем бога победы и справедливости Центральной и Северной Европы Тюром, известным так же, как Тау-Тиу-Зиу. Tir стоит на первом месте в атте, названном по ее имени, связанном также с «Истинным судом» (Истинный, или божий, суд – агональный поединок, в котором спор решался посредством оружия и победу присуждали боги, проигравшего же ожидала смерть. Напомним, что в скандинавских странах подобный божий суд назывался «хольмганг»). На мирском уровне, руна Tir воплощает способность к твердому надежному руководству. Эзотерическое содержание этой руны раскрывается обычно на основе ее начертания. «Подобная стреле», руна Tir указывает на то, что для достижения макси мального результата необходимо направлять усилия и энергию в верное русло.
18 Beork Восемнадцатая руна известна под именем Beork (также Bircana или Bar) [Bercana]и фонетически обозначает звук [В]. Значение этой руны формируется вокруг слова или понятия «береза», которое в северной традиции является символом очищения и возрождения. На мифологическом уровне, символизирующая березу руна, выступает как воплощение власти Матери-Земли, богини Нертус. Beork – по счету восемнадцатая, но число этой руны, представляется, как удвоенное священное число девятой руны Hagal и обозначает новое начало. Так же как материнская руна Hagal, Beork соотносится с корнем всего сущего, но если материнская руна описывает этот «корень» как кристаллическое зерно, как модель структуры вселенной, то руна Beork говорит о нем, как о зерне, из которого произрастает сама эта вселенная. То есть, если при прохождении первого уровня цикла-спирали Футарка речь идет о статике, то при втором прохождении – о динамике и росте.
19 Eoh Девятнадцатой руной является Eoh [Ehwaz], фонетически обозначающая звук [Е]. В буквальном переводе ее имя обозначает «лошадь». В мантической системе нортумбрийского Футарка руну Eoh обычно рассматривают как связанную с близнецами, с братскими и сестринскими отношениями, а также с чувственным, иррациональным восприятием мира, подобным интуитивной связи между лошадью и седоком. Таким образом, на мирском уровне Eoh обозначает доверие и преданность. Мистическая трактовка видит в образе лошади движение или направленное усилие, которое требуется для преодоления препятствий на пути к познанию. Лошадь является сакральным животным во многих индоевропейских культурах; связанные с ней мистические представления группируются вокруг путешествия между мирами, и конь или лошадь оказываются жизненно необходимыми для пересечения грани между ними.
20 Man Двадцатой руной является Man [Mannaz], фонетически обозначающая звук [М]. Название этого рунического знака со многих германских языков переводится как «человек» (ср. англ. man, нем. Mann), однако содержание самой руны много шире. Руна Man в толкованиях нортумбрийского Футарка описывает человека, как такового, а не обязательно мужчину. Предполагается, что эта руна обозначает человеческое существо вообще, подчеркивая то основное свойство человеческой природы, которое, наличествуя в каждом отдельном индивидууме, будь то мужчина, женщина или ребенок, определяет его, как человека. На мирском уровне, Man обозначает частицу общего опыта общины или рода, которую приобретает отдельный индивидуум, осознавая свою уникальность, с одной стороны, и невозможность выразить эту свою уникальность вне общения с другими людьми – с другой. Мистические толкования руны Man, исходя из графического ее начертания, рассматривают ее как отражение архетипа человеческого существа. Со времен самых первых культур человек рассматривал себя как пусть крохотное, но отражение общества, мира и космоса. Согласно этому древнему представлению о человеке, как о микрокосме, руна Man на мистическом уровне выражает все проявления накапливаемого человеком и обществом опыта, не обладая которым, человек не способен реализовать заложенный в нем личностный потенциал.
21 Lagu Двадцать первой руной считается руна Lagu [Laguz], фонетически обозначающая звук L. Данная руна описывает воду во всех ее многочисленных проявлениях, однако, прежде всего речь идет о воде проточной, о воде рек и ручьев. На мирском уровне воплощающая воду руна Lagu предстает в роли посредника, благо- даря которому совершается движение или преображение. Те, кто работает с нортумбрийским рядом, видят в Lagu отчетливое проявление закона единства противоположностей: хотя чело- век не может существовать без воды, в самой воде он может существовать лишь очень короткое время. Поскольку Lagu обозначает, прежде всего, воду проточную, движение здесь видится и как бег реки меж берегов, и как постоянная смена морских приливов и отливов. На мистическом уровне обозначающая проточную воду руна символизирует вечно изменяющуюся природу бытия. Однако, кроме стремительного потока, Lagu обозначает еще и воду капли, просачивающейся сквозь песок и землю, проникающую в любую щель, долбящую за века камни. Далее, с Lagu в нортумбрийской рунической системе связывают растение лук- порей, ростки которого известны непреклонной энергией, с которой они пробиваются из-под земли. В этом своем аспекте, Lagu воплощает несокрушимую силу развития и роста, против которой не устоит ничто, и которая, практиками данного рунического ряда, понимается, как основное свойство материи.
22 Ing Двадцать второй руной, символизирующей бога Инга, является руна Ing [Inguz]. С именем Инг связывается властелин «дождей и солнечного света» Фрейр. «Ингви – прозвище скандинавского бога плодородия Фрейра – явно тождественно богу Ингу». В языческие времена в определенные дни сакрального календаря изображение Инга провозили на особой повозке вокруг ограды его священной обители. Воплощая, с одной стороны, даримое Ингом плодородие и мужскую оргиастическую силу Фрейра, с другой, руна Ing на мирском уровне заключает в себе представление о смене времен года, а также о периодическом затухании жизнедеятельности для накопления жизненных сил, которые потребуются потом для возрождения земли или человеческой активности. На мистическом уровне руна Ing рассматривается практиками этого рунического ряда как символ света, с одной стороны, и как символ потенциальной энергии – с другой. Речь здесь идет о жизненных силах, которые создаются постепенно, и об энергии, которая накапливается в течение некоторого периода времени, прежде чем выплеснуться в едином мощном взрыве.
23 Ethel Двадцать третьей руной стоит руна Ethel (Odhal) [Othila], фонетически обозначающая звук [О]. В прямом своем значении термин «одаль» означает неотчуждаемую земельную собственность, то есть усадьбу или участок земли, который находится во владении рода и который не подлежит ни продаже, ни обмену, ни разделу. Во фризском языке подобная земля называлась «Eeyeneerd», то есть «своя земля», «свой край». На мирском уровне Ethel воплощает свойства общности и принадлежности, объединенности, родового наследия и не поддающиеся четкому определению, но тем не менее реально существующие семейные качества, которые передаются из поколения в поколение. С другой стороны, отражая замкнутый уклад семейного «одаля», руна с тем же именем выражает и сопротивление этого уклада любому вмешательству в него извне. Нередко руна Ethel (Odhal) становилась символом сопротивления произволу и конунгов, и дружин викингов, какое пытались оказать «полные бонды», хозяева крупных «одалей». Руна Ethel (Odhal) практически во всех мантических системах считалась руной скорее мирского, материального, чем духовного, мистического плана. Рассматривая Ethel с точки зрения эзотерики, толкователи нортумбрийского Футарка интерпретируют ее, как руну духовного наследия и целостности человеческой личности.
24 Daeg Двадцать четвертой руной, последней в классическом трехаттном ряду, является руна Daeg (также Dag), или Dagaz, фонетически обозначающая звук [D]. На русский язык имя этой руны переводится как «день» (см. англ. «day» и нем. «Tage»). Daeg является руной яркого света дня, особенно в его зените. На мирском уровне Daeg – исключительно благотворная руна света, здоровья и благоденствия. Кроме того, это руна пол- дня, как поворотной точки суток, и середины лета. В этих последних своих аспектах, то есть, играя роль некой вехи, руна Daeg отмечает конец одного цикла и начало следующего. На мистическом уровне, современная теория видит в руне Daeg воплощение космического сознания, а подразумеваемый ее именем дневной свет рассматривает как источник ясности сознания, вдохновения и радости. Графическое начертание этой руны символизирует с точки зрения эзотерики равновесие между противоположностями; учитывая, что Daeg является руной дня, то речь здесь идет о равновесии света и темноты. В составленном друидами календарном огаме деревьев, как и в рунических циклах года, соответствующая руне Dag буква Duir обозначает середину лета. Рассмотрение одновременно руны Dasg (Dag) и буквы Duir позволяет открыть еще один общий аспект их содержания. Обе они обозначают некую дверь, которая находится в точке встречи полугодия убывающего света с полугодием света прибавляющегося. Дополнительное значение «дверь» делает Daeg (Dag) руническим двойником древнееврейской буквы Daleth.
Marta Пользователь
Сообщения : 1661 Баллы : 4943670 Репутация : 100 Дата регистрации : 2020-11-26 Возраст : 39 Откуда : Санкт-Петербург
ЧЕТВЕРТЫЙ АТТ 25 As Первой руной четвертого атта является As, фонетически эта руна передает краткий звук [А] и обозначает «дубовое дерево». Во всех европейских культурах дуб посвящен богу Громовержцу, под каким бы именем он ни выступал. Представляется достаточно очевидным, что культ Громовержца является наследием какой-то прарелигии, которая является истоком практически всех известных верований на территории Европы. На мистическом уровне руна As олицетворяет желудь, в котором друиды видели воспроизведенную природой модель космического яйца, заключающего в себе могучий потенциал, энергию, необходимую для перехода к зарождению жизни и росту. Фольклор различных евро- пейских народов в той или иной форме сохранил для нас пословицу: «Могучие дубы вырастают из маленьких желудей». На мирском уровне с руной As связывают способность к могучему росту, что в современном мире понимается как возвышение, будь то в славе, карьере или материальном благополучии. Однако, как желудь не сможет вырасти в дерево, если не будет питаться соками земли, так и человеку не дано возвыситься, если он, идя к своей цели, будет стремиться к ней в одиночестве, не позаботившись сперва, о постоянной надежной поддержке и забыв о своих корнях.
26 Ass или Asc Второй руной является As [Ansuz], или Asc, как указывают ее имя некоторые англосаксонские летописи. Фонетически руна Ass передает звук (A). Это – «божественная руна», обозначающая божественную силу в действии. Руну Ass традиционно полагали посвященной Одину, «асу асов», «Отцу всех асов и людей». В скандинавской мифологии руна Ass связана с ясенем, являвшимся также священным деревом и в учении кельтских друидов. А – «первоначальный звук» санскрита, вызвавший про- явление нынешнего цикла Вселенной. В английском языке слово «ясень» начинается с буквы а – «ash». На мистическом уровне, мировое Древо Иггдрасиль, служащее космической осью мироздания, представлено ясенем. И потому связанная с этим священным деревом руна Ass понимается, как воплощение божественной власти, которая следит за сохранением порядка во вселенной.
27 Yr Третья руна называется Yr и фонетически передает звук [Y]. Значение ее складывается вокруг понятия лука, из которого пускают стрелы. Как известно, в Северной и Западной Европе лучшие боевые и охотничьи луки делались из тиса. Само это дерево, как в северной, так и в кельтской традиции, почиталось мистическим. Прежде всего, из всех произрастающих на европейском континенте деревьев вечнозеленый тис является самым долговечным. Выше уже говорилось о его мистической связи с тайнами жизни и смерти (см. руна Eoh). Английские мастера полагают, что Eoh графически изображает двух-конечный жезл жизни и смерти. Магический жезл из тиса, вырезанный в надлежащее время, способен служить защитой от всех напастей. В шекспировском «Макбете», который при внимательном прочтении может стать настоящим путеводителем по магии Шотландии и севера Англии, упоминается «тисовая лучина, отщепленная в час затмения Луны». Красные ягоды тиса, ярко выделяющиеся среди тусклых красок северной зимы, также связывали с тайной жизни и смерти, а кроме того, с яблоками Идунн. Младшая Эдда рассказывает, что богиня Идунн, жена аса поэзии Браги, «хранит в своем ларце яблоки. Их должны отведать боги, как только начнут они стариться, и тогда они тотчас же помолодеют, и так будет до конца света». Считается, что на мистическом уровне руна Yr, своей графической формой напоминающая лук, воплощает творческие силы и задуманное. На мирском уровне, благодаря своей графической форме, руна Yr обозначает сохранность и индивидуальную защиту, верную оценку своего положения (в должном месте в должное время), необходимое для попадания из лука в цель, то есть верного приложения усилий для достижения избранной цели.
28 Iar Четвертой руной считается lar, которая фонетически передает дифтонг [lo] и своей формой подобна руне Hagal Младшего Футарка. lor обозначает «змей». Изначально, эта руна могла быть связана как с бобром, животным, когда-то существовавшим, но в VIII веке исчезнувшем в Британии, так и с мифическим животным, известным в традиции общеиндоевропейской культуры, как Мировой Змей. В скандинавской мифологии это существо известно под именем Йормунганда, этот Змей столь велик, что, обитая в море, со всех сторон окружающем Мидгард, способен пастью схватить собственный хвост. На мистическом уровне lar воплощает – по аналогии с двойственной природой – животных-амфибий, способных жить как в воде, так и на суше, двойственность всех сущих вещей. Концепция эта разъясняется на основе скандинавского мифа о Мировом Змее, как его рассказывают Старшая и Младшая Эдды. До тех пор, пока не настанет день Последней битвы Рагнарек, Мировой Змей пребывает в окружающем землю океане и является существенной частью скандинавской космогонии и представлений о мироздании. Последствия исчезновения Йормунганда стали бы более опасны и гибельны для всех миров, чем его присутствие на окраинах Мидгарда. Природные катастрофы, представляемые как движения этого существа, являются составной частью естественного хода вселенной и уклада человеческой жизни. Скандинавская мифология, а вслед за ней и древнеанглийская руническая мистика безоговорочно признают концепцию единства противоположностей. Будучи опасными, олицетворяемые lar силы признаются существенно необходимыми составляющими бытия. Основное содержание руны lar заключается в указании на то, что попытка изъять одну из полярно противоположных составляющих, изначально обречена на неудачу.
29 Ear Пятой руной является Ear, которая фонетически передает звук [Еа]. Ear – руна (в значении ее отчасти чувствуется влияние христианства) обозначает прах, из которого создано тело человека и в который оно вернется после его смерти. На мирском уровне руна Ear служит символом могилы и олицетворяет конец всякой жизни. На мистическом уровне Ear можно отнести к группе рун жизни и смерти, куда входят также Eoh и Yr. В мистических концепциях Севера, жизнь и смерть неразрывно связаны, и существование первой предопределяет вторую, вторая же позволяет возникнуть первой.
30 Cwe-orth Квеорт (Cweorth), Руна Погребального Костра, формой подобна палочке-сверлу, служившей для разжигания священного огня еще долго после того, как обычный огонь стали добывать при помощи кремня и кресала. Как и Cen/Keno, это руна Огня, но если Cen – это огонь кузнечного горна или факел Истины, освещающий путь, то Квеорт – огонь очищения и разрушения, погребальный костер, пожирающий мертвую плоть. Родина всякого огня в скандинавской вселенной – Муспельхейм, огненный мир. Его хранитель – Сурт, угрюмый исполин, который когда-то намеренно подвел свое огненное царство почти вплотную ко льдам Нифельхейма и тем самым положил начало Мидгарду и прочим мирам. Сурт – Хранитель Погребального Костра; и это суровое божество, требующее полного совершенства.
31 Calc Имя этой руны – Calc, – что значит «мел», «известняк». Передает звук «k». Смысл этой руны темен, как и тех из младших рун, которые использовались в сакральных целях или в магии, что объясняет, почему содержание их тщательно скрывалось от непосвященных. Традиционно полагается, что она представляет ритуальный сосуд или жертвенную чашу. Если исходить не из названия руны, а из ее графической формы, то более удачной представляется первая трактовка, однако чашу тогда следует рассматривать как опорожненную и перевернутую. То, что в ней содержалось было уже использовано или, в неблагоприятном случае, пролито, то есть пропало впустую. Возможно, эликсир был выпит или выплеснут на землю или на огонь во время какого-то священного ритуала. В трактовке этой руны на мирском уровне современная традиция рассматривает руну Calc как символ воспоминания об отсутствующих или умерших, объединяя, таким образом, и жертвенные возлияния, и средство записи. По форме руна Calc напоминает перевернутую вверх ногами Elhaz, пятнадцатую руну Старшего Футарка, символ защиты. Поэтому современная мистика рассматривает ее как руну смерти вообще или символ смерти отдельной личности. Более интересной представляется древняя трактовка этой руны, объединяющая философию с мистикой. Эзотерически тайна Calc обозначает то, что, будучи полным, тем не менее пусто. Подобно многим рунам, этот ее аспект заключает в себе идею единства противополож- ностей. С точки зрения мистики руна Calc обозначает характерное свойство всего сакрального: будь то священная реликвия или сокрытое знание, или достижение просветления – все это может казаться легко доступным, однако коснуться его нельзя всякий раз оно оказывается недосягаемым. В средневековом мире руна Calc считалась руной Святого Грааля. #Mirror 32 Stan Древнеанглийское Stan означает «камень». Фонетическое значение руны – звук «st». Руна связана с силами Земли, и магическое ее применение связано, соответственно, в основ- ном, с геомантией. Кроме того, сама по себе, руна может ассоциироваться с любым камнем – от менгира до игральной фишки, что приводит к использованию ее в весьма специфических магических, обрядовых и бытовых целях: в основном для защиты чего-либо или создания блока, препятствия. На более широком уровне, Stan можно трактовать как обозначение камня в любой его форме или любого свойства камня, однако на мирском уровне эта руна служит, как правило, для обозначения отдельного валуна, булыжника или камешка. Впрочем, ее знак также может быть использован для обозначения «камешка» или фишки, какие используются в традиционных играх на доске. Вне зависимости от того, какой именно камень или какую именно форму камня описывает руна Stan на мирском уровне, на уровне мистическом она воплощает связь между силами земли, человеческими силами и силами небесными. В этом толковании также можно уловить кельтское влияние, поскольку в отличие от скандинавской традиции, делившей существующую вселенную на девять (в иных вариантах десять частей), друиды подразделяли ее на три уровня. Практическое содержание руны Stan, важное в особенности в гадании, уже описано самим ее названием: валун может загораживать дорогу, но может и предоставить хоть и надежное, но временное укрытие от погони или надвигающегося врага. Точно так же и руна Stan способна как обеспечить надежную защиту (как в поговорке: «Как за каменной стеной»), так и стать препятствием на пути к достижению цели. Немаловажно и то, что для того, чтобы обойти это препятствие, необходимо сойти с избранного пути, последнее же требует осторожности и выдержки, необходимых для того, чтобы не принять вынужденный, обходной путь за истинный и вернуться на изначальную дорогу.
33 Gar Тридцать третья, завершающая руна позднего англо-саксонского строя. Символ священного копья бога света – будь то копье Гунгнир, принадлежащее скандинавскому Одину, или копье Ассал кельтского Луга. Некоторые авторы, кроме того, называют руну Гар руной целостности, законченности, совершенства. Этому руническому знаку в нортумбрийской традиции приписывается значение «копье». В мифологии Gar соотносится с копьем Одина Гугниром, а поскольку для копий традиционно использовались древки из ясеневого дерева, эта руна связана еще и с ясенем Иггдрасилем. Далее, символизируя одновременно и Мировое Древо, стержень вселенной, и копье Одина, стержень его власти, руна Gar является как бы центральной точкой, к которой тяготеют все остальные руны. А потому, не относясь, по сути, ни к одному из аттов, она принадлежит всем пяти. Кроме того, в нортумбрийской системе Gar считается руной завершения и законченности.