Карты, которые мы рассмотрим в данном уроке, объединены тем, что изображают могущественный аспект женских прообразов, встречающихся в картах Таро. Мы изучим II Верховную жрицу, III Императрицу и XVII Звезду по отношению к мифическим прообразам Богини в ее многочисленных обликах (мы упоминали ее в мономифе Кэмпбелла в третьем уроке). Мы также исследуем понятие, традиционно ассоциируемое с Божественной Женственностью, которое, однако, не принадлежит полностью женщинам, — интуицию. Развитие и использование интуиции — важная часть навыков любого толкователя карт Гаро, нуждающихся в постоянном совершенствовании.
ПОЛ В КАРТАХ
Следует отметить, что термины «божественная женственность», женские прообразы» и «богиня» являются лишь терминами обозначения образов, которые в мифологии традиционно изображались в виде женщин. То обстоятельство, что они переданы с помощью женских форм, является еще одним символом, используемым мифом, для выражения черт и характеристик: женственность традиционно ассоциируется с такими чертами, как пассивность, креативность, воспитание и интуиция. Однако всегда следует помнить о том, что эта женская форма в рассказе или мифе сильно отличается от женщин, живущих в реальном мире, — точно так же, как мужская форма в рассказе или мифе сильно отличается от мужчин, живущих в реальном мире. Не все женщины пассивны, воспитаны, креативны и обладают интуицией. Не все мужчины агрессивны, логичны и все контролируют. Если в картах встречается мужской или женский образ, то его цель — не обозначение физического пола, а скорее изображение черт, которые традиционно ассоциируются с мужчинами или женщинами.
УПРАЖНЕНИЕ 4.1
На отдельной странице в своем дневнике Таро запишите некоторые черты и действия, которые чаще всего ассоциируются с понятиями «мужские» и «женские». Если это возможно, объедините их по парам, чтобы они обозначали противоположные или взаимоисключающие черты (например, «активный» и «пассивный», «создающий» и «разрушающий»).
Теперь возьмите в руки карты Старших Арканов и разделите их на три части: те, на которых изображены мужские образы; те, на которых изображены женские образы; те, на которых изображены оба пола или же непонятно, какой именно. Ответьте на следующие вопросы:
• Почему создатель выбрал этот пол для данной карты?
• Какие черты из вашего списка кажутся вам подходящими для данной карты? Подходят ли они к образу карты?
• Что образ карты добавляет к основному ее значению? Является ли эта карта активной, выражая движение вперед (мужской), или же воспринимающей импульс от внешних сил (женской)?
• Почему на некоторых картах изображено несколько разнополых образов? Почему на некоторых картах изображены образы, которые невозможно отнести к определенному полу?
ДЕВУШКА, МАТЬ, СТАРУХА, ПРЕЛЮБОДЕЙКА
И ДРУГИЕ ЖЕНСКИЕ ПРООБРАЗЫ
Роберт Грейвс, Джозеф Кэмпбелл и Карл Юнг различными способами указывали на то, что сторону священного, «женского» (выраженного в мифологии в форме женских образов) можно отобразить в различных категориях, названных прообразами. В своей работе The White Goddess Роберт Грейвс пишет о существовании Тройственной Богини — Девушки, Матери и Старухи, — которой люди поклонялись в древности, и, хотя его исторические источники являются сомнительными (он рассматривал поэтическое вдохновение как вескую историческую методику), его мифическое понимание совершенно ясно. Понятие Девушки, Матери и Старухи можно считать моделью по отношению к трем картам Старших Арканов, которые мы рассматриваем в данном уроке, помня о том, что женский образ — это ещё один символ, использованный в образности карт Таро. Согласно этой модели:
Девушка = XVII Звезда, нарастающая луна, омоложение, молодость, надежда;
Мать = III Императрица, полная луна, воспитание, креативность, рост;
Старуха = II Верховная жрица, убывающая луна, мудрость, таинственность, интроверсия.
Девушка (Звезда) — вечно молодая, принадлежит лишь себе самой. Она представляет собой постоянное обновление, поскольку является вечной девственницей. Ее молодость и жизнеспособность дают надежду, оптимизм и исцеление. Мать (Императрица) — носительница жизни, творческое начало в каждом из нас. Старуха (Верховная жрица) — это внутренняя мудрость и познание самого себя, достигнутое в результате опыта; интроверсия, к) есть фиксация на своем внутреннем мире, необходима для понижения той мудрости и таинственности, с которыми мы сталкиваемся, достигнув данной точки.
Видение Карла Юнга относительно Божественной Женственности выражено через четыре основных женских образа всемирном мифологии: Ева, Елена, Мария и София/Афина. Подобное видение добавляем Богине четвертый облик, расположенный между Девушкой и Матерью. Итак, в данном случае мы имеем:
Девушка = XVII Звезда (Ева)
Прелюбодейка = VIII Сила (Елена)
Мать = III Императрица (Мария, мать Иисуса)
Старуха = II Верховная жрица (София)
Карту Сила (которая также называется Страстью в колоде Таро Кроули — Тот) мы рассмотрим в одном из последующих уроков, но образ женщины, приручающей льва, — Красавицы и Чудовища — является трогательным, изображая соблазн Божественного героя Божественной героиней. К четырем вышеуказанным образам возможно также применить четыре элемента и четыре набора карт Таро.
Упражнение 4.2
Как бы вы отнесли четыре элемента (Землю, Воздух, Огонь и Воду) к Божественной Женственности, состоящей из четырех образов? Как это связано с четырьмя вышеназванными картами? О чем это говорит по отношению к их основному значению? Четыре элемента и их отношение к картам Таро будет рассмотрено далее, в шестом уроке.
Джозеф Кэмпбелл, Карл Юнг и другие рассматривали также и иные женские прообразы. Последние столь часто встречаются в мифах, сказках, фильмах и литературе, что стали частью сюжетной основы каждого рассказа. Аналогичным образом их можно рассматривать и в отношении карт Таро.
Упражнение 4.3
Запишите несколько типичных женских образов из мифов, фильмов и литературы. Возможные примеры: соблазнительница, волшебница и принцесса. Подумайте, какую роль они могут играть в чьей-либо жизни. Держите этот список под рукой, чтобы, рассматривая карты, вы могли проанализировать, как эти прообразы вписываются в карты Таро.
Расклад прообраза Богини
Это увлекательный способ исследования женских прообразов в картах Таро, всемирной мифологии и самого себя — независимо от пола. Я советую вам выполнить этот расклад даже в том случае, если вы все еще чувствуете некоторый дискомфорт по отношению к картам: чем скорее вы приступите к процессу толкования, тем быстрее добьетесь успехов. Вы можете воспользоваться книгой с описанием значений карт, но будет лучше, если вы попробуете толковать значение карт интуитивно. В случае необходимости вернитесь к упражнениям 2.4 и 2.5: они помогут вам в работе с определенной картой.
Карта 1. Мать. Что вы изучаете? Как вы создаете?
Карта 2. Дева. Что является для вас тайной? Как вы выражаете свой образ?
Карта 3. Сирена. Что привлекает к вам других людей? Как вы выражаете свою сексуальность?
Карта 4. Волшебница. Что вы контролируете и чем управляете? Как вы можете изменить свою жизнь?
Карта 5. Мудрая женщина. Что вы знаете досконально? Как вы можете поделиться своими знаниями с другими?
Карта 6. Крестная. Что вы можете подарить миру и другим? Как относятся к вам другие люди?
Карта 7. Жена. Каков ваш брак? Как вы посвящаете себя чему-либо?
Карта 8. Старуха. Что в вас является ужасающим? Как вы можете усмирить это чудовище?
Карта 9. Амазонка. За что бы вы боролись? Как вы можете развить в себе смелость и решительность?
II Верховная жрица
Обладая внутренней мудростью, чувством таинственности, загадочностью и интуицией, Верховная жрица держит в руках ключи от внутреннего мира, как и прообраз Старухи в Божественной Женственности.
Верховная жрица расположена ближе всех к определению способов, при помощи которых толкователь карт Таро получает вдохновение интерпретирования карт во время толкования. Ее часто рассматривают как противоположность принципу активного, «мужского» Мага: она является пассивной и «женской». Поскольку в настоящее время в мире ценится знание, эта карта представляет собой внутреннее знание, которое постигают путем опыта и понимания, а не изучения книг. В этом смысле Верховная жрица является спутницей Верховного жреца — Иерофанта: она представляет собой мудрость, получаемую с помощью интуиции и внутренних процессов, а он представляет собой знания, получаемые с помощью изучения традиций и опыта других людей.
Верховная жрица — это тишина настоящей мудрости, умение действительно слушать других и мир вокруг себя вместо попытки придумать ответ. Она является пропуском в предложении, разговоре или музыкальном произведении. Ее также традиционно рассматривают как хранительницу входа в Храм Соломона; таким образом, она является хранительницей порога интуиции, через который мы переступаем, когда приближаемся к своей внутренней сути понимания.
Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это ощущение тайны.
Альберт Эйнштейн
Обычные символы
Тора: Верховная жрица может держать в руках свиток, часто с надписью «Тора» на нем. Свиток свернут, указывая на то, что в записанной мудрости нет необходимости.
Вода: символ пассивного, восприимчивого, женского, потока интуиции.
Завеса: Верховная жрица часто изображена перед завесой. То, что скрывается за ней, является тайной.
Колонны: обычно их две, белая и черная, с английскими буквами «В» и «J» (или буквами из иврита). Это — колонны, расположенные при входе в библейский Храм царя Соломона. Изображение в колоде Райдер — Уэйт указывает на то, что Верховная жрица находится внутри храма, охраняя выход из него; таким образом, она является хранительницей порога.
Гранаты: согласно мифу о Персефоне, спустившейся в Подземное царство, являются символом более глубокого познания к-много и таинственного внутри себя.
Полумесяц: еще один пассивный, женский символ. Луна получает свет лишь в виде отражения от солнца.
Корона: магия, знание, мудрость.
Крест (из двух одинаковых частей): баланс, четыре элемента, мир.
Верблюд: указание на буквы иврита, ассоциируемые сданной картой.
В литературе и кино: вероятно, в связи с пассивной, «тихой» природой этой карты персонажи из книг и фильмов, представляющие Верховную жрицу, редко выходят на передний план рассказа. Однако в кульминации фильма «Пи» мы видим, как герой наконец-то отказывается от убеждения, что интеллект основывается на книгах, и отдает предпочтение личному, внутреннему опыту. К этой же карте мы можем причислить Оракула из трилогии «Матрица», который умеет видеть сердце каждого человека, понимать поток постоянно изменяющегося будущего и получать сообщения.
Как личность: Верховная жрица представляет человека (независимо от его пола) тихого, спокойного и мудрого. Он обладает умением «просто знать» что-либо, причем узнает он это не при помощи стандартных средств. Он понимает, что думают или чувствуют другие, может заканчивать начатые ими фразы или высказывать мудрые изречения в повседневном общении, иногда даже не намереваясь делать это. Такой человек — отличный слушатель, спокойный и открытый для новых идей. Он впитывает в себя знания, как губка, и получает удовольствие от времени, проведенного в библиотеках и кабинетах, изучая, в частности, оккультизм, религию и духовность. Обладая интуицией, такой человек может быть толкователем карт Таро, медиумом или духовным наставником.
Упражнение 4.4
Взглянув на карту Верховная жрица, определите символы, изображенные на ней. Отличаются ли они от перечисленных выше? Что, на ваш взгляд, они обозначают?
Несколько минут подумайте над словами «интуиция», «тишина» и «восприимчивость». О чем вы думали? Как ваши мысли относятся к Верховной жрице?
По отношению к данной карте можно также использовать упражнения 2.4 и 2.5.
Прочитайте Thunder, Perfect Mind (см. «Дополнительная литература») и подумайте над тем, как данный текст выражает понятия мудрости и тишины. Вопросы для записи в дневник
• Как часто я сам получаю ответы на свои вопросы, а не прислушиваюсь к ответам других?
• Опасаюсь ли я неизвестного и скрытого?
• Насколько развита моя интуиция? Часто ли я ее использую? Доверяю ли я ей?
• Как я получаю информацию?
• Чего хочет мой внутренний мир? Как он общается со мной?
• Что написано в свитке, который держит в руках жрица?
• Что она делает перед завесой? Если бы мне предстояло пройти сквозь нее, что бы я обнаружил за ней?
• Есть ли мифы, рассказы, легенды или персонажи из литературы, истории, фольклора, мифологии, которые иллюстрируют значение данной карты?
РАЗВИТИЕ ИНТУИЦИИ
Для того чтобы толковать карты Таро, не обязательно быть ясновидящим или прорицателем (им вообще карты не нужны). Быть ясновидящим — не лучше, чем быть толкователем карт Таро; л о — просто другой процесс. Поэтому не переживайте, если вы (как и я сама) — такой же ясновидящий, как и лампа! Все, что нам нужно, — это интуиция.
Обладать интуицией — это не то же самое, что обладать сверхъестественными способностями. В последнем случае человек предсказывает, что может произойти в будущем, в первом — видит и понимает знаки, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Таким образом, интуиция является важным елементом при толковании карт Таро, поскольку именно с ее помощью мы получаем символы и послания, которые нуждаются и интерпретации или предсказании. Верховная жрица обучает нас некоторым основным компонентам, необходимым для раскрытия возможностей своей интуиции: тишине, восприимчивости и интроспекции. Интуиции невозможно обучиться с помощью знаний другого человека или энциклопедии. Ее можно постичь с помощью внутреннего диалога, происходящего между вами и знаками, которые вы видите в окружающем вас мире.
Целью упражнений, приведенных ниже, является развитие интунции и возможности прислушиваться к ней и доверять ей во время толкования карт Таро.
Упражнение 4.5. Как падают палочки
Возьмите несколько палочек: веточек, палочек от леденцов, пластмассовых палочек для размешивания сахара — длинных и тонких! Держите их и руке, затем аккуратно бросьте на землю. Как они упали? Какие фигуры образовали на земле? Что эти фигуры значат для вас? На палочках не должно быть никаких пометок, поскольку лишь форма имеет значение.
Упражнение 4.6. Облака
Дети со всего мира развивали свою интуицию с помощью данного способа. Для его выполнения вам понадобится теплый день, мягкая травка и приятель. Лягте на спину и взгляните на облака в небе. Постарайтесь отыскать наиболее изящные формы облаков. Кого они вам напоминают?
Упражнение 4.7. Книжный червь
Зайдите в ближайший книжный магазин и возьмите с полки любую книгу. Откройте ее наугад и взгляните на первое попавшееся предложение. Прочитайте его вслух, стараясь понять, что оно может означать на другом уровне. Задайте себе вопрос: если бы китайский мудрец начал предложение со слов «Конфуций говорит...», что оно могло бы означать на более глубоком, духовном уровне?
Упражнение 4.8. Красное пламя
Зажгите свечу или разожгите костер или камин и понаблюдайте за пламенем. В каких направлениях оно движется? Как? Насколько высоко поднимается? Шипит ли оно? Раздается ли треск? Взгляните на угольки, если вы разожгли костер или камин, и рассмотрите образы, создаваемые ими, по мере того как они остывают. Расслабьтесь и просто наблюдайте. Образы сами придут вам на ум.
III ИМПЕРАТРИЦА
Мы подошли к этой карте с мыслями о прообразах Матери в мифологии и своей собственной жизни.
Если какая-либо карта и представляет возможность и необходимость человека творить и воображать, то это, несомненно, Императрица. Она — это процесс творчества, мать наших снов и фантазий, кормилица нашей жизнеспособности и жизненного достатка. Она является порогом, переступая через который начинают существовать новые вещи. Художник, поэт, автор или композитор познакомится с ней в процессе превращения идеи в реальность.
Глубоко внутри нашей сущности находится творческая сила, возможность создавать то, что должно быть создано, и необходимость прикладывать немыслимые усилия для того, чтобы придать ему нужную форму тем или иным способом, либо вне себя, либо внутри себя.
И. В. Гете
Императрицу можно также рассматривать как плодородную кормящую-Мать, как источник наших идей и творческих возможножностей, по мере того как мы растем и развиваемся, как силу, которая воссоздает нас и Вселенную каждую секунду. Она — плодородность во всех сферах жизни, а также бурный поток ресурсов, чувств, эмоций, любви, желанности и внимания. Императрица показывает нам вселенскую любовь, и мы стремимся очутиться на ее груди.
Обычные символы
Венера: астрологический знак Венеры (он также является символом любой женщины или самки) обозначает сексуальность, чувственность и любовь. Также указывает на то, что Императрица — это активный женский принцип, в отличие от Верховного жреца, который олицетворяет пассивную женственность. Императрица активно создает и развивает.
Лебеди: эти птицы объединяются на всю жизнь, символизируя любовь. В более старых колодах также являются геральдическим символом.
Река: естественный поток жизни, воды жизни.
Плод: плоды чьего-либо труда, завершенности или творческого процесса.
Сердца: еще один символ любви и чувственности.
Зерна: урожай, продуктивность.
Ковры: роскошь, расслабленность.
Гранаты: плодородность.
Беременность: очевидный символ творческого процесса, подчеркивающий тот факт, что творчество требует немалых усилий и тяжкого труда со стороны создателя.
Корона со звездами: корона: обычно из 12 звезд, представляет собой знаки зодиака и соответственно — цикличную природу творчества и длительный промежуток времени, который может понадобиться для завершения процесса творчества.
В литературе и кино: персонаж миссис Уизли в серии книг о Гарри Поттере выражает аспект материнской заботы и ласки данной карты. Она любит и воспитывает не только членов своей большой семьи, но и Гарри, и других персонажей. Кажется, будто она обладает бесконечной возможностью любить и уважать потребности других, но иногда те, кто ей ближе всего (например, ее младший сын Рон), чувствуют, что «задыхаются» от ее любви.
Как личность: человек, охарактеризованный Императрицей, является творческим, приземленным, чувственным, с безграничной любовью и вниманием по отношению к другим. Такой человек заботится о чувствах и потребностях других людей, но иногда это приводит к тому, что он забывает о своих собственных нуждах. Он обладает безграничной фантазией и испытывает потребность в творчестве, поэтому всегда изучает что-либо новое и захватывающее. Этот человек также может быть молчаливым, привязанным к своей семье и детям.
Упражнение 4.9
В своем дневнике Таро запишите то, что думаете о матерях, ласке и воспитании. Какие люди выполняли для вас эти роли? Как они это делали? Что вы чувствуете по этому поводу? Помните о связи информации с картой Императрица!
Вспомните свой опыт, связанный с креативностью и процессом творчества. Как все началось? Как развивалось? Как закончилось? Что было сделано? Что вы чувствуете по этому поводу?
По отношению к данной карте можно использовать упражнения 2.4 и 2.5. Вопросы для записи в дневник
• Что я создаю в жизни?
• Насколько я творческий человек?
• Что я создал в прошлом?
• Воспитываю ли я других? Самого себя? Как я это делаю? Моя «забота» соотносится с «лаской»?
• Как часто я выполняю свои планы, доводя их до совершенства?
• Когда я в последний раз наслаждался плодами своего труда?
• На каких еще картах из колоды встречаются изображения реки, луны и граната? Связывает ли это как-то карты? Если да, то как?
• Есть ли в моей жизни люди, которые символизируют собой Императрицу?
• Какие негативные аспекты можно применить к данной карте?
XVII ЗВЕЗДА
Звезда — это карта исцеления и омоложения, а также юношеского оптимизма и надежды, наиболее подходящая карта на аспект Девушки Божественной Женственности.
Звездное небо невероятно прекрасно для созерцания; в Старших Арканах данная карта идет вслед за двумя очень тяжелыми и темными картами: XV Дьяволом и XVI Башней. Таким образом, Звезда действует как маяк надежды, светясь в темноте и обещая обновление, исцеление, омоложение и выброс энергии. Это карта оптимизма, желаний и высоких идеалов — мы высматриваем падающие звезды, чтобы загадать желание, называем звездами знаменитостей и выдаем детям за их старание наклейки с золотыми звездочками. Цитата, приведенная ниже и взятая из Liber Al vel Legis, подчеркивает божественную природу, которая присуща всем человеческим существам, п именно это мы также можем обнаружить на карте Звезды: признание наших возможностей как участников чуда воплощения. Эта черта отлична от грубых и банальных действий, которые некоторым людям доставляют удовольствие, и напоминает о том, на какие великие деяния мы способны, если только вложить в эти деяния душу и мыслить высокими категориями.
На протяжении столетий люди наблюдали за звездами, путешествуя и исследуя новые земли. Они также создали рассказы о созвездиях и предсказывали будущее в зависимости от их предзнаменований. Таким образом, эта карта представляет собой реализацию наивысшей цели и направленности наших духовных жизней
Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда.
Либер Ал вел Легис
Надежда возвращается, как и весна, — независимо от времени или человека! Иногда достаточно того, чтобы крошечный бутон пробился сквозь толстую преграду обстоятельств и достиг света совершенства. Не теряйте надежды!
Обнаженная женщина: суть самого себя, а также принятие самого себя и свобода от внешних ловушек.
Египетский Сфинкс: в католическом символизме используется как символ возрождения Иисуса Христа и бессмертия души. Является еще одним символом обновления и омоложения, но на более духовном уровне. В египетской «Книге Мертвых» этот образ тесно ассоциируется с солнцем, каждый день поднимающимся из Подземного мира, и богом Ра.
Одна нога в воде, одна на земле: этот символ встречается и на других картах Старших Арканов и символизирует жизнь, как в духовном, так и в «повседневном» мире.
Водолей: фигура, изображенная на этой карте, часто находится в позе знака зодиака Водолей: носителя воды, которую он льет из двух ведер в бассейн. Водолей — это знак зодиака, символизирующий новые знания, Новый век, идеализм и надежду.
Ночь: зачастую изображение на данной карте является ночным, чтобы хорошо были видны звезды. Увидеть самый яркий свет можно лишь в кромешной тьме.
Ключевые слова: исцеление, надежда, омоложение, духовность, новая жизнь, размышления, восстановление, освобождение, руководство, свет в темноте, оптимизм, удача, везение, благословение, желания, успех, признание божественности.
В литературе и кино: в большинстве рассказов вы найдете карту Звезды как возможность главного героя испытать тишину после бури и исцелить раны. Это также свет, указывающий путь, — свет, с помощью которого Галадриэль в «Двух башнях» указывает путь Сэму Вайз Гамги и Фродо Бэггинсу. Существует также миф коренных американцев о том, как злой дух огня сжег землю, после чего над землей пролетел дух Орла, несущего на своей спине океан, заливающего огонь и обновляющего испепеленную землю.
Как личность: человека-Звезду интересно изучать! Он может быть рассеянным в большинстве случаев, но является светом и жизни каждого. Несмотря ни на что, он сохраняет оптимизм, мечтает и надеется. Он может интересоваться духовностью, новыми идеями и способами мышления. Человек-Звезда очень открытый, но, учитывая его наивность относительно того, что все и этом мире столь же оптимистичны и открыты, как и он сам, этим иногда пользуются нечистые на руку люди.
Упражнение 4.10
В дневнике Таро запишите, с чем у вас ассоциируется Звезда. Что вам приходит на ум, когда вы думаете о звездах? Какое это отношение имеет| к карте?
На каких еще картах изображены звезды как символы? Как они могут относиться к данной карте?
По отношению к данной карте можно также использовать упражнения 2.4 и 2.5. Вопроси для записи в дневник
• Как часто я на что-либо надеюсь? Придерживаюсь ли я своих надежд или же становлюсь пессимистом?
• Как я исцеляюсь? Долго ли я помню о старых ранах и обидах или же быстро все забываю?
• Считаю ли я себя успешным везунчиком? В чем заключается пот успех и везение?
• Когда мне везло в жизни?
• Каким было последнее загаданное мною желание? Исполнилось ли оно?
• В каких формах может прийти исцеление?
Lina Winter Владелец Форума
Сообщения : 2581 Баллы : 2147704897 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow