Часть исследователей кельтологов небезосновательно считают, что Огам — это искусственно созданный алфавит, служащий для шифрования информации.
И глядя на изображение огамического алфавита, его лаконичную геометричность, схожесть с математической матрицей, с этим сложно не согласиться.
Огам не имеет сходства с каким-либо другим европейским или ближневосточным алфавитом. Вместо раздельного написания знаков, начертания разлагаются вдоль линии. Это своего рода “коньковый брус со стропилами”, или “стержневая линия”, которую называют “друим”. Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее. Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя — правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.
Подобно другим алфавитам, огам имеет свой специфический порядок. Его фактическая систематизация не похожа ни на какой другой. На сегодняшний день имеется пять основных классификационных единиц огама. В каждой из них по пять букв, что в итоге составляет 25. Однако есть предположение, что изначально существовало только четыре такие пятерки, т. е. 20 знаков. Об этом ясно говорится в Книге Баллимот, где на вопрос: “Как и на какие части делится огам?” дается такой ответ: “На четыре: В со своей пятеркой; Н со своей пятеркой; М со своей пятеркой; и А со своей пятеркой”. Пятая подгруппа, по-видимому, была более поздним добавлением к алфавиту огам и состояла из дифтонгов. Книга Баллимот приводит объяснение основных форм огама и производных от них:
Откуда же взяты образы и имена, изъясняемые буквами В, L и N? Они родом от веточек и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной ею части, было образовано семь главных образцов— семь гласных: А, О; U, Е, I, ЕА, OL. а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь семи первым по разные стороны линии: UI, IA, АЕ...
Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлении огамической линии, которая господствует над всем.
Племя В, происшедшее от березы и ее сына ясеня, есть главное племя; из него был сформирован самый первый алфавит;
I — от Ауис, то есть рябины лесной;
F — от Фэарн, то есть ольхи, пригодной для щитов;
S— от Саил, то есть серебристой ивы;
N — от Нин, то есть ясеня, пригодного для боевых копий;
h — от Хуат, то есть боярышника, дерева или куста коварного и колючего;
D — от Дyp, то есть судьбоносною дуба;
Т— от Тайн, то есть кипариса, или от бузины;
С — от Колл, то есть орешника;
Q— от то есть яблони, либо от осины или рябины;
М — от Медью, то есть изящной виноградной лозы;
Q — от Кверт, то есть плюща;
NG — от Нгетал или Гилках, то есть тростника;
S Т или Z — от Драйгхеан, то есть терна;
R— от Грейф (в тексте название дерева отсутствует);
А — от Эльм, то есть ели пушистой;
О — от Он, то есть ракитника или утесника обыкновенного;
U — от уп , то есть вереска болотного;
Е— от Эдаз, то есть тополя осинообразною;
I — от ида или Иода, то есть тисового дерева;
ЕА— от Эабхаз, то есть осинового дерева;
ОI — от Ойр, то есть бересклета европейского;
UI — от Винлеан, то есть жимолости;
IO — от Ифин, то есть крыжовника;
АЕ — от Аманколь, то есть колдовского орешника;
АЕ— это также Огама Пина, т. е. божественная сосна лесная, послужившая прообразом четырех “Ифинс”, то есть виноградника; таким образом, #, согласно роду ее, составляет имя этой ветви .
В настоящее время те, кто занимается огамической магией, в большинстве своем понимают Tinne как падуб, а не как кипарис. Однако падуб по-ирландски называется Краобх Кхуилинн, Craobh Chuilinn, что послужило названием для буквы Cuileann. Также и в гаэльском алфавите, где эта буква является 16-й и последней, она имеет недвусмысленное название Teine, что по-гаэльски значит “огонь”.
Современная и наиболее широко принятая интерпретация значений и особенностей знаков огама почерпнута из книги “Огигия”, написанной в семнадцатом столетии ирландским бардом Родериком О'Флаэрти. Он заявляет, что его сведения получены от Дуальда МакФирбиса, потомственного барда из клана О'Бриэнсов.
Некоторые специалисты по огамической письменности (в частности, Р. А. С. Макалистер), высказывают мнение, что характеристики огамических букв, почерпнутые у Р. О'Флаэрти и прочих, имеют мало общего с их “подлинными” значениями и на самом деле представляют собой более поздние измышления. Конечно, для ученых, стремящихся отыскать самые ранние значения алфавитов, это небезразлично. Но даже если такая точка зрения на самом деле верна (что никоим образом не доказуемо), то это еще не предлог отказываться от современного предсказательного использования букв огама. Не стоит попадать в ловушку распространенных мнений о том, что чем древнее система, тем она “чище”. Это всего лишь фундаментализм — ничем не обоснованная убежденность в том, что современный мир есть не более чем выродившееся отражение былого золотого века, Все в нашем мире должно развиваться — из века в век, сохраняя свою гармонию с веяниями времени. То, что не развивается, в конце концов становится ненужным, устаревает и пропадает. Изучая прошлое, мы не должны забывать, что оно хранит в себе не только истины, но и ошибки, а просвещенные люди современности, используя алфавиты, могут приблизить нас к пониманию таинств прорицаний так же успешно, как многие из древних адептов.
Типичная огамическая надпись из Кильмаксдара(графствоКерри,Ирландия).
Бард О'Флаэрти перечисляет буквы огама, сопровождая их названиями:
В — Бойбель,
L — Лоз; F(V) — Форан;
N — Нэягадон;
S — Салия; Н — Юирия;
D — Дайбайз;
T— Тейльмон;
С — Каой;
СС — Чаилен;
М — Моирия;
G — Газ;
Ng — Нгаймар;
Y — Ида;
R — Рюбен;
А — Акай;
О— Осэ;
U — Ура;
B — Эсу;
I — Яихим.
Как альтернативный вариант, в книге Льюиса Спенса “Тайны Британии”, вышедшей в 1928 г., приведены две другие версии этого алфавита. Однако алфавиты Спенса не имеют ничего общего с огамом; скорее всего, это средневековые магические алфавиты Бобилет и Бет-Луис-Нион, содержащие в своей основе древнекельтский алфавитный порядок.
В наше время огамы традиционно считаются реликтами древней друидической традиции, которая передавалась из уст в уста и в таком виде дошла до самого О'Флаэрти, Когда же наступила эпоха христианства, а вместе с ним и латинского алфавита, огамы стали применять только для прорицаний, а не как средство письменности. В подтверждение этого мне ния можно привести слова современного ирландского языка с корнем “рун”. Все они представляют собой названия профессий, связанных с писанием: например, “runai” — секретарь; “runcleireac” — личный секретарь. Корень “рун” обозначает руны — систему письменности, применявшуюся тысячу лет тому, когда норманны основали г. Дублин. Уже в то время огамы не применялись в качестве повседневной письменности.
Огам, применяемый в настоящее время в магии и гаданиях, подобно гаэльскому алфавиту, обладает стандартизованными названиями букв, в основу которых положены архаические названия деревьев,