Карты Таро можно использовать не только для гадания, но и для осмысления реально- сти в символическом ключе. Это бывает необходимо и полезно для отстраненного взгляда на ситуацию и выхода в «метапозицию», для «магического видения» мира и понимания процессов и циклов происходящего, а также в учебных целях, для саморазвития и изучения системы Таро в целом или отдельной колоды. Здесь представлены основные упражнения, полезные для ознакомления с картами.
«Карта дня»
Традиционное и широко известное упражнение – «Карта дня». Как правило, в руководствах по Таро оно преподносится как прогностика на один день. На деле же чаще всего оно обеспечивает узнавание принципа карты (и колоды) в своем душевном состоянии в течение всего дня или же во внезапно произошедшем событии и в своей реакции на него. Эту практику часто рекомендуют для лучшего изучения колоды и ее особенностей, а также нюансов карты, отличных от ее значения в общей смысловой матрице Таро. Как это делается. Ночью или утром после пробуждения перетасуйте избранную колоду, задав вопрос наподобие «Кто я сегодня?», «Что со мной будет сегодня?» или «Какой будет сегодня день?», и вытащите одну карту. Истолкуйте ее предварительно, а вечером осмыслите результаты и постарайтесь обнаружить соответствия между значением карты и событиями или общим настроением дня.
«Карта рождения»
«Карта рождения» в Таро вычисляется нумерологическим способом. В нашей стране принят метод, называемый «пифагорейским»: складываются по одной все цифры, составляющие дату рождения (день, месяц и год). Например, для даты 7 февраля 1968 года сумма рассчитывается как 7+2+1+9+6+8=33. Поскольку получившееся число больше 22 (количества Старших арканов), то оно редуцируется как 3+3=6. Итоговый результат – VI аркан, «Влюбленные». Некоторые американские исследователи (в частности, Мэри Грир) используют упро- щенный метод, складывая число дня, число месяца и число года: 7+2+1968=1977, что редуцируется как 1+9+7+7=24 и еще раз – как 2+4=6. В этом случае числа совпали, но так происходит далеко не каждый раз. Например, 14 июня 1980 года по первому методу дает число 29, а по второму – 20. Первый вариант редуцируется либо до 11, либо, далее, до 2, а второй – только до 2. Таким образом, нередуцированные числа могут различаться, но редуцированное окажется одним и тем же. На практике можно использовать как тот, так и другой вариант, а можно и учитывать оба. Полученная сумма может дать некий намек для индивидуального понимания себя и своего места в мире. Единственное важное здесь для меня правило – осознавать исключительную условность данного вывода. Об условности этого подхода говорит и то, что порядок Старших арканов неодинаков в разных традициях – в Марсельском Таро, у Уэйта и у Кроул(Подобным же способом высчитывается «карта года», когда к дате рождения прибавляется текущий год, но особого смысла такой практике – просчитав по этому методу около 30 с лишним лет – я не нашла.)
«Вхождение в карту»
Метод «вхождения в карту» заимствован из практики психодрамы (и монодрамы). Упражнение позволяет лучше понять или ощутить происходящее в карте, а также – и в особенности – увидеть свое личное и индивидуальное значение этой карты. В случае, если субъективное значение карты сильно отличается от общепринятой интерпретации, понадобится свидетель, который покажет различие между общим и индивидуальным толкованиями карты. Такое расхождение, как правило, свидетельствует об особой значимости или об искаженности принципа данной карты в психическом пространстве практикующего. С другой стороны, это же упражнение может оказаться спасительным при интерпретации конкретного расклада, когда именно «вхождение в карту» обеспечит ее «узнавание» – осознание как общего ее значения, так и всех связанных с ней внутренних «голосов». Очень часто мы повторяем в своей внешней или внутренней жизни сценарии, заложенные с детства, и это упражнение помогает распознать «голоса из прошлого» или аспекты проблемы, прежде остававшиеся невидимыми. Данную практику в раскладах стоит применять с клиентом (или исполняя роль свидетеля), когда обычное значение карты явно отвергается или оказывается совершенно непонятным. Можно выполнять «вхождение в карту» и самостоятельно, столкнувшись с проблемой при интерпретации («зачем здесь эта карта и что она делает?»). Очевидно, что этот метод лучше работает в сценичных колодах – с конкретными фигурами и, особенно, жанровыми сценами. Как это делается. Выберите нужную карту и прикоснитесь пальцем к самой главной (по субъективным ощущениям) фигуре или предмету на карте. Лучше закрыть глаза и войти в роль этой фигуры, а затем произнести для себя (лучше вслух) те слова, которые говорит фигура или объект (не обязательно одушевленное существо). Как правило, лучше, чтобы слова были обращены к другим персонажам карты или к «миру этой карты», а не к человеку, выполняющему «вхождение». Зачастую важно бывает выяснить, что происходит внутри карты. В дальнейшем так же «опрашиваются» другие персонажи и элементы карты, которые кажутся субъективно значимыми в данный момент времени. Если персонаж «отказывается отвечать», то можно спросить: «О чем ты молчишь?», «Что ты никогда не скажешь?» или «Ты молчишь, но что ты говоришь в сторону, так что тебя никто не слышит?». Рано или поздно все что-нибудь рассказывают. В результате становится очевидным корень проблемы, суть внутреннего конфликта, – и решение по поводу его принимается уже осознанно. Важным и значимым обычно оказывается именно осознание полученной картины. Этого может быть достаточно… для того, чтобы индивидуальный миф пришел в движение. В более практичных ситуациях это помогает увидеть ситуацию со стороны и расставить свои приоритеты. Второй способ «вхождения в карту», которому тарологи отдают предпочтение, связан с получением совета непосредственно для кверента. Карта в этом случае представляется собеседником (дружественным или противоборствующим), с которым вопрошающий может вступить в диалог, получить совет – или, наоборот, который его искушает. Поэтому в одних случаях достаточно просто выслушать доброе слово или напутствие, в других – выйти за рамки диалога и посмотреть на него со стороны. Для этого также понадобится ведущий или свидетель, хотя при достаточном опыте и развитой саморефлексии можно проделывать это и самостоятельно.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…
Lina Winter Владелец Форума
Сообщения : 2581 Баллы : 2147704897 Репутация : 8803 Дата регистрации : 2020-11-10 Возраст : 39 Откуда : Glasgow
Старшие арканы: Особенности карт Старшие арканы – это 22 карты, на каждой из которых традиционно изображается определенный сюжет или персонаж. Их иконография воспроизводилась на протяжении веков и породила достаточно устойчивые клише или стереотипы, которые впоследствии были насыщены особым эзотерическим смыслом. Существует мнение, по которому Старшие арканы, или «козыри» («trumps»), – это изображения «триумфов» эпохи Ренессанса. Во время известных церковных праздников, карнавалов, важных событий в жизни города или в семье правителя государства устраивались процессии, в которых по городу проезжали украшенные повозки с различными аллегорическими фигурами (нечто подобное бытует до сих пор в европейских и американских карнавалах, праздничных шествиях или знаменитом Марди Гра). Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств – олицетворений планет) пантомимами и «мифодраматическими» праздниками встречали знатных гостей. В таких зрелищах могли участвовать персонажи, изображающие древних героев и героинь: Персея и Андромеду, Диониса и Ариадну, Орфея, Ахилла, Геракла… Греческим богам и богиням и философским аллегориям отводились свои роли в таких представлениях наравне с христианскими ангелами и святыми. Так и среди Старших арканов мы видим Дурака и Фокусника, Императора и Императрицу, Папу и Папессу, Силу и Смерть, Предателя и аллегории добродетелей, Дьявола и божества небесных светил… Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы, представленные через персонажей или сюжеты. Подразумеваются архетипы в юнговском понимании: стихийные силы коллективного бессознательного, а вовсе не ролевые архетипы постъюнгианцев (ролевыми архетипами в той или иной степени можно считать скорее Придворные карты). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают нами – и ситуацией в целом – и которые можно лишь пережить (в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса), но прекратить их существование или влияние невозможно. И точно так же невозможно увидеть сквозь них реальность: нет, реальная бытовая действительность увидится нам лишь через Числовые карты. А Старшие арканы властно захватывают наш мир и требуют совершенной вовлечённости. На этом основана практика «проживания» Старших арканов день за днем, при которой мы вглядываемся и вовлекаемся в исследование Большого Сюжета своей жизни. В ходе этого можно переживать непостижимую и загадочную захваченность картой, под влиянием которой наше состояние и восприятие подчас теряют связь с текущими событиями (поэтому для данной практики лучше выделить удобное время), а подчас события начинают развиваться точно в русле «проживаемой» карты. В раскладах Старшие арканы говорят не столько о картине объективной реальности, сколько о силе процесса и его мифологическом смысле. Впрочем, зачастую это и есть то, что в действительности движет людьми и миром.
Порядок Старших арканов
Порядок добродетелей – довольно принципиальный момент. В разных традициях игрального Таро его меняли достаточно часто (в отличие от порядка карт Дьявол – Башня – Звезда – Луна – Солнце). Например, Справедливость могла помещаться между Страшным судом и Миром и представлять архангела Михаила (он, кстати, часто присутствует на старых картах Справедливости, означая само Правосудие). Оставшись вдвоем, Умеренность и Сила оказываются наедине с противниками: Умеренность противостоит Любви (Влюбленным), а Сила как стойкость – безудержной Колеснице. В Марсельском Таро, потомке «миланской версии» XV века, оставшиеся добродетели идут одна следом за другой, уступая свободное место двум картам. «Справедливость» обозначена VIII номером, «Сила» – XI, «Умеренность» – XIV. В оккультном Таро эпохи выходцев из ордена Золотой Зари перестановке (по сравнению с французской Марсельской колодой) подверглись также две добродетели: Сила и Справедливость. «Справедливость» стала XI номером, а «Сила» – VIII. Алистер Кроули вновь меняет порядок: Сила (в его системе – «Вожделение») вновь оказывается VIII, а Справедливость (в его системе – «Исправление») – XI, поскольку, по его мнению, «Таро представляет собой осознанную попытку представить принципы каббалы в графической форме». Для обычных раскладов, как мантических, так и диагностических, порядок карты не принципиален. Если же это по каким-то причинам имеет значение в практике, то следует ориентироваться на ту колоду, с которой вы работаете.
***************************************** Время - это песок. Жизнь - это вода. Слова - это ветер… Будьте осторожнее с этими компонентами… Чтобы не получилась- грязь…
Немантическая практика. Таро: начальные упражнения.«Карта дня».«Карта рождения». «Вхождение в карту».