"Рассмотрим психологический портрет в зеркале фигурных карт и разберем диагностику личностных особенностей и взаимоотношений
Принципиальное отличие психодиагностики от гадания – в том, что мы видим в значении карты не ответ, а вопрос для само-осознания, приглашение к исследованию особенностей человека для наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала. Диагностику можно делать с помощью расклада, но предлагаем использовать саму структуру Таро, а не только значения отдельных выпавших карт.
Существует мнение, что фигурные карты являются не просто отдельной семантической частью колоды, но и частью искусственной, выдуманной гадалками для обозначения спрашивающего, для сигнификатора. Так ли это, мы не знаем наверняка. Но использование фигурных карт более чем любопытно при исследовании свойств личности, устойчивых характеристик человека, таких как темперамент или цветотип.
Использовать фигурные карты в качестве психологического инструмента самопознания предложил, в частности, психотерапевт Алехандро Ходоровски. Это своего рода тест из восьми карт (Короли и Королевы) марсельской колоды, который опирается на индивидуальные предпочтения зрительных образов карт у клиента. Такой подход кажется упрощенным.
Предлагаемый вам метод отчасти базируется на теории четырех базовых цветов (красный, зеленый, желтый, синий) и работах Макса Люшера, отчасти на опыте консультирования по картам Таро.
Необходимо отделить от 16 фигурных карт четырех Королей, если перед вами мужчина, или четырех Королев, если перед вами женщина. Клиенту предлагается выбрать из четырех закрытых карт одну, а затем еще одну из оставшихся трех и одну из оставшихся двух. Таким образом мы выявляем его предпочтения мастей.
Карта в первой позиции (то есть выбранная первой) – доминирующая; она показывает те качества, которые человек развивает в себе на данном этапе жизни. Это его социально активная позиция, его Персона.
Карта во второй позиции показывает базовые, более сущностные качества, либо основные от рождения (такие как темперамент), либо прочно приобретенные на предыдущем этапе жизни.
Третья карта – фоновая. Это, как правило, те качества, которые человек не замечает и одновременно бессознательно использует. Эту сферу жизни он не выделяет как значимую, однако при глубинном анализе именно здесь оказываются корневые травмы и ресурсы.
Карта в четвертой позиции (оставшаяся после выбора первых трех карт) показывает бессознательно отвергаемые качества личности. Ситуации их проявления болезненны. Клиент не признает присутствия этих черт в себе и осуждает в других. В частности, здесь находятся его представления о «плохом мужчине» или «плохой женщине», сформированные под влиянием образов значимых людей его детства. Карта, выпадающая здесь, читается в «позиции края» – одновременно в «недостаточном» и «чрезмерном» значениях.
Давайте рассмотрим пример:
Это женщина, и у нее следующий расклад: Королева Мечей, Королева Посохов, Королева Пентаклей, Королева Кубков. Что можно предположить?
Жизненные приоритеты этой женщины сегодня смещены в сторону свободы. Возможно, для нее значимо сменить работу, развестись, заняться самообразованием, попутешествовать. Она отделяется от прежних устойчивых сообществ, пересматривает свои убеждения и формы самореализации. Для нее настала эпоха перемен и конфликтов.
У нее есть сила воли, амбициозные устремления и вера. Ее внутренняя оригинальная природа склонна к борьбе и лидерству, вынослива и устойчива. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» – это про нее. Такая женщина даже в меняющемся мире опирается только на саму себя.
Для нее не слишком важна стабильность вообще и материальная стабильность в частности. Хотя она умеет заботиться о себе и соблюдать свои интересы, ее мало волнуют вопросы материнства и покровительства. В отношениях с деньгами она чувствует себя легко, как рыба в воде, а их отсутствия может и не замечать.
Она старается не думать о том, любима ли она. Эта тема для нее слишком болезненна. Возможно, когда-то она хотела любви, но со временем чувство брошенности уступило место чувству собственной исключительности, и она научилась ценить свободу. Но она по-прежнему боится зависимости, слияния с кем-то, утраты собственного «Я», снова и снова попадая в эти ловушки.
У нее вызывают презрение «душечки Барби», которые прилагают столько усилий, чтобы нравиться мужчинам, забывая о своем уникальном предназначении. Она осуждает их глупость, но втайне от самой себя завидует их «пошлому женскому счастью».
Надо заметить порядок мастей в раскладе: две мужские (Мечи и Посохи), затем две женские (Пентакли и Кубки). Большинство клиентов, у которых было подобное расположение, говорили о неустойчивом, «несчастливом» периоде в их жизни. И наоборот, если масти в раскладе чередовались «в шахматном порядке», то такой человек чувствовал себя удовлетворенным и стабильным.
Насколько этот расклад длителен (устойчив) во времени – зависит от индивидуального развития человека. Стабильный период может наскучить, а эпоха перемен затянуться, заставляя спрашивающего вытягивать одну и ту же комбинацию карт.
Следующая часть метода – работа с оставшимися 12 картами. Из них необходимо в закрытую выбрать одну, задавая вопрос: «Какого партнера я сейчас привлекаю?». Имеется в виду – как откликается мир на такой вот набор моих энергий на такое сочетание качеств? Этой картой может быть представлен и любимый человек, и супруг, и партнер по бизнесу, и оппонент, и союзник.
Короли и Королевы показывают зрелых людей, достигших когда-то поставленных целей, реализовавших содержание своей масти.
Рыцари – молодых людей, стремящихся к своим высотам, ищущих, исследующих себя и мир.
Пажи покажут инфантильную личность, нуждающуюся в управлении и заботе, открытую новым начинаниям, готовую принять жизненный шанс и вызов.
Эту карту-партнера следует соотнести по масти с первичным раскладом. Если карта соответствует масти первой позиции, то такой партнер способствует достижению целей спрашивающего, он актуален именно на этом этапе жизни. Совпадение с мастью второй позиции показывает партнера, с которым возможны устойчивые отношения. При совпадении с мастью третьей карты партнер может быть и вовсе незаметен; он попадает в фон спрашивающего и теряет для него актуальность. Наконец, соответствие с четвертой позицией показывает отношения болезненные, будто партнер задевает душевную рану.
Так, например, если наша женщина вытянет Рыцаря Кубков, это скажет о том, что она встречает партнеров, сначала открывающих ее сердце, а потом разбивающих его. Она одета в болезненное доверие и разочаровывается, подтверждая свой травматический сценарий. Возможно, так болезненно она учиться жить без ожиданий.
С помощью этого метода можно смотреть не только отношения со значимым Другим, но и резонансы, возникающие с людьми дальнего круга – случайными попутчиками, незнакомыми, как бы безличными персонажами нашей жизни. Мы порой не знаем даже их имен. Это люди, с которыми мы общаемся не личностью, а функцией: сотрудник какого-либо учреждения, продавец, прохожий.
Для того чтобы понять, какая функция преобладает и как она отражается в портрете личности, вытащите одну из номерных карт. Эту карту тоже следует соотнести по масти с первичным раскладом. Соответствия здесь будут те же, что и в работе с 12 картами партнера. И еще добавляется функция «нумерологическое значение» – типичное развитие ситуации.
Допустим, в нашем примере женщина вытянула Четверку Посохов. Мы видим совпадение с базовой мастью расклада – Посохи. То есть формальные отношения для этой женщины служат укреплению ее жизненной позиции. К тому же они комфортны, стабильны и продуктивны (о чем говорит номинал карты – Четверка).
Как любой тест, этот метод условен. Его результаты важно соотносить с конкретным человеком. С его живой переменчивой личностью, которая намного сложнее, чем сочетание четырех карт. Однако эта информация может быть стимулом к дальнейшему исследованию себя. Да и сам метод мне кажется живым, изменчивым, пополняемым с каждым новым опытом, с каждой следующей консультацией."
Алёна Солодилова