В лекции представлены магические узлы 6-12 века, с описанием приведенным Jacobs J. , составленным по археологическим источникам.
Первая группа магических узлов чаще всего использовалась в домашнем обиходе, считалось,что такие узлы являются «домашними оберегами» от бед и несчастий, их часто можно увидеть на
посуде, постельных принадлежностях, выгравированными на кроватях и креслах.
А – магический узел благополучия и процветания
B – магический узел достатка и хорошего урожая
C – магический узел защиты и благополучия
D – магический узел процветания,часто использовался чтобы человек не умер внезапной смертью за столом,так как это считалось особо дурным предзнаменованием,так как вслед за покойным по
поверьям должны были уйти все люди,сидевшие за столом.
E - магический узел процветания и защиты.
Следующая группа узлов часто использовалась на оружии и украшениях,она означает простую защиту от обычных несчастий,болезней или бед.
A – Подобный узел чаще всего изображался на оружии, обычно его использовали чтобы защитить воина от ран ,трав и случайной смерти.
B – Узел защиты тела от болезней.
C –Узел защиты тела от осквернения,болезни и травм, благодаря первому защитному свойству его часто использовали на надгробных крестах, полагая,что знак защитит могилу от осквернения.
D –женский защитный узел от случайного несчастья и беды,часто можно встретить такой узел на украшениях.
Эту группу узлов относят к группе защитных узлов, которые наносили на зеркала.Их изображения часто можно встретить на остатках рам от зеркал,на сами зеркала их не наносили.
А – Магический узел для защиты от двойников,призраков,духов,которые могут проникнуть через зеркало.
В – Магический узел для защиты от мертвых,которые могут явиться через гладь зеркала.
Эту группу узлов относят к магическим узлам для защиты души и духа,именно поэтому чаще всего данные узлы использовались или на ритуальных сооружениях,или на могильных камнях, как охранный символ.У всех этих узлов значение заключается в защите духа и души от гонений, осквернения и разграбления (могил),впрочем часто символы использовали чтобы поставить защиту для места,если оно несло ритуальное значение.
Еще одна группа защитных магических узлов, они использовались для защиты места от разорения, осквернения или краж, применялись они как к религиозным,ритуальным сооружениям так и к обычным домам, считалось,что вязи защищают само место и его обитателей,от разрушений, несчастных случаев связанных со стихией и бед.Так несмотря на католическую веру данные узлы нанесены на соборе св.Патрика в Ирландии, несмотря на почтенный возраст в несколько веков, собор стоит нерушимым.
Три ирландских защитных узла.Эти узлы имеют достаточно позднее происхождение 11-12 век.
А – магический узел для защиты дома и обитетелей
В – магический узел для защиты ритуальных сооружений
С – магический узел для защиты от бед и напастей.
Магический сборник из нескольких узлов слева (а) – представляет собой защиту для места от бед, несчастий,болезней и разрушения, магический сборник узлов справа(В) – дает защиту от
несчастий и разрушений,более поздний символ.
А- Шотландский святой узел защиты, часто его можно встретить не только на ранних религиозных и ритуальных памятниках,но и на более современных католических соборах.
В –Узел благополучия,защиты и процветания.
С – Классический узел защиты,чаще всего его можно встретить на щитах и военных амулетах, здесь стоит учитывать,что защита имеется ввиду в первую очередь от физической опасности, узел
никак не защищает от магических нападений например.
D –Узел защиты и процветания.
Е – Узел защиты от физических травм,увечий,нападений и болезней.
F – Корнуэльский узел защиты от бед и напастей, узел защиты души.
Следующая группа узлов несет в себе значения –«знание»и«покровительство», впервые они приводятся в Codex 1395; Lindisfarne Gospels ,узлы С,D,E,F – обозначают новое знание, возможность его получения, равноценный обмен, узлы А и B означают помощника на пути знаний, учителя,если голова повернута влево – то человек выбирает помощника,если вправо – учителя.