Традиционная русская тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Безликая кукла развивает воображение. Играя, дети могут наделять куклу разными качествами, настроением, создавать свой сказочный мир.
В древности, дети проигрывали в куклы все праздничные обряды, которых строго придерживались в своем быту наши предки, повторяли традиционный семейный уклад. По тому, как играли малыши, взрослые определяли дальнейшую судьбу рода.
Если в игре у детей появляются князья и княгини, значит быть свадьбе. Если много и усердно малыши «крутят» лялечек, значит ждать пополнения в семье. Куклы сопровождали женщину и ее семью всю жизнь. Кукол собиралось больше сотни. Особенно важную роль играла кукла в момент пограничного состояния, когда кукла делалась по особой серьезной причине.
Создавался круг женской силы воплощенный в куклу-берегиню, выполненную по традициям и канонам строго соблюдаемым. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество.
Вместе с невестой переезжал в новую для нее семью, среди прочего приданого, и сундук с куклами. По тому, как искусно сделаны были эти куклы, судили о невестке, как о хозяйке и рукодельнице. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли.